Судья – Шестакова Р.Х. Дело Номер обезличен Докладчик – Прокопец Л.В. 13 июля 2010 года город Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Прокопец Л.В., судей – Исайкина А.Ю., Костромцовой Е.И., при секретаре – Хабисламовой Т.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Баранова Андрея Вячеславовича и Барановой Елены Николаевны к Комитету по делам молодежи Администрации г.Южно-Сахалинска о признании незаконными действий по уменьшению суммы субсидии, возложении обязанности произвести перерасчет субсидии для приобретения жилья, - по кассационной жалобе истцов Баранова Андрея Вячеславовича и Барановой Елены Николаевны на решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 февраля 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано. Изучив материалы дела, и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: 24 ноября 2009 года Баранов А.В. и Баранова Е.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Барановой Дарьи, Дата обезличена года рождения, и Барановой Анны, Дата обезличена года рождения, обратились в суд с исковым заявлением к Комитету по делам молодежи Администрации г.Южно-Сахалинска о признании незаконными действий по уменьшению суммы субсидии и возложении обязанности произвести перерасчет субсидии для приобретения жилья. В обоснование заявленных требований они указали, что их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дата обезличена им выдано свидетельство о праве на получение на территории Сахалинской области субсидии на приобретение жилья в многоквартирном доме, на сумму 843.372 рубля. Отметили, что фактически указанная в свидетельстве сумма составила 28,5% от рыночной (стоимости) жилья, вместо 40%, установленных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285. По мнению истцов, указанное занижение суммы субсидии нарушает права семьи на получение необходимого объема социальной выплаты, предназначенной для оказания помощи молодых семьям с целью улучшения жилищных условий. В судебном заседании истец Баранов А.В. заявленные требования поддержал. Истица Баранова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще. Представитель ответчика Бровина Е.В. исковые требования не признала. Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалуют истцы, просят решение отменить и вынести по делу новое решение. В своей кассационной жалобе они указывают, что суд не дал оценки правомерности установления приказом Комитета по делам молодежи Администрации г.Южно-Сахалинска от Дата обезличена Номер обезличен различных размеров социальных выплат, предоставленных молодым семьям. Полагают, что указанный приказ противоречит пункту 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285. Считают ошибочным вывод суда об установлении повышенного размера социальной выплаты только участникам федеральной целевой программы. Указывают, что суд не принял во внимание, что в нарушение положений нормативных правовых актов Правительства РФ размер субсидии для молодых семей, финансируемых как по федеральной, так и по областной подпрограмме, установлен ответчиком без учета наличия либо отсутствия детей. По мнению истцов, установлением для отдельных молодых семей социальной выплаты в размере 28,5% нарушены принципы равенства и справедливости, а также конституционные права этих граждан. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, выслушав представителя Комитета по делам молодежи администрации г.Южно-Сахалинска (ныне Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации г.Южно-Сахалинска) Симакиной Е.Л., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», основной целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье. Законом Сахалинской области от 07.06.2006 года №89-ЗО утверждена областная целевая программа «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года», в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что финансирование областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года» осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год. В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной Целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» администрацией Сахалинской области 11.10.2007г. принято постановление №217-па, которым утверждены Правила оказания государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» в строительстве (приобретении) жилья. Эти Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям субсидий на строительство (приобретение) жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещении, или создание объекта индивидуального жилищного строительства. Пунктом 2.1 указанных Правил предусмотрено, что расчет размера субсидии производится исходя из размера общей площади жилого помещения и норматива стоимости 1кв.метра общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Подпрограммы. При этом размер субсидии в процентах от расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств областного бюджета устанавливается законом Сахалинской области. А размер субсидии в процентах от расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств федерального бюджета устанавливается в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии с п.4.3 Положения о порядке формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года», утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 12.02.2008г. №38-па, - список молодых семей – претендентов на получение субсидий в планируемом году может состоять из: - списка молодых семей - претендентов на получение субсидий за счет федерального, местного и (или) областного бюджетов. При этом предельная численность молодых семей, которые могут быть включены в данный список, определяется в соответствии с объемом средств, которые предполагается выделить из федерального бюджета на софинансирование мероприятий подпрограммы в планируемом году; - списка молодых семей - претендентов на получение субсидии только за счет местного и (или) областного бюджетов (без предоставления субсидии за счет федерального бюджета). Количество и очередность молодых семей, которые включаются в список претендентов и его резерв на получение субсидии, а также размеры субсидии каждой молодой семье определяются: - в соответствии со списками молодых семей - претендентов на получение субсидий в планируемом году, утвержденными управлением молодежной политики Сахалинской области; - в зависимости от объема средств, предусматриваемых в бюджете муниципального образования на реализацию подпрограммы, и от объема средств, которые муниципальное образование получит из областного бюджета на реализацию подпрограммы в планируемом году в соответствии с результатами отбора муниципальных образований для участия в подпрограмме в планируемом году; - в соответствии с нормативом стоимости квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера субсидии, установленного органом местного самоуправления. Согласно п.6.5 Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» - размер социальной выплаты за счет средств областного бюджета составляет не более тридцати процентов от расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы. Пунктом 10 Порядка предоставления средств местного бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» на поддержку молодых семей в строительстве (приобретении) жилья, принятого решением Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 февраля 2007 года № 576/30-97-3, предусмотрено, что размер субсидии на каждую молодую семью составляет не более 10 процентов расчетной (средней) стоимости строящегося (приобретаемого) жилья для молодых семей - претендентов на получение субсидии. При этом размер финансовой поддержки (субсидии) рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п.11). Приказом Комитета по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска от 18.08.2009г. №145 «Об утверждении размера социальной выплдаты, предоставляемой молодой семье за счет средств федерального, областного и местного бюджетов в процентах по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» размер социальной выплаты, предоставляемой молодой семьей за счет средств областного и местного бюджетов составляет 28,5% (областного -23%, местного – 5,5%) от расчетной (средней) стоимости жилья. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истцы включены в список, утвержденный распоряжением мэра города Южно-Сахалинска от 31.08.2009 года №248р, под номером Номер обезличен, как молодая семья –участник подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» и муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – южносахалинцам» на период до 2015 года», претендующая на получение субсидий в 2009 году только за счет местного и областного бюджетов. Правомерность включения в указанный список подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» названной областной целевой программы и участие семьи именно в областной целевой программе истцы не оспаривали. Им Дата обезличена вручено свидетельство серии Номер обезличен о праве на получение на территории Сахалинской области субсидии на приобретение жилья, создание объекта индивидуального жилищного строительства, строительство жилья в многоквартирном доме, уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья, создание объекта индивидуального жилищного строительства или строительства в многоквартирном доме, за счет средств областного бюджета в размере 680.616 рублей, за счет средств бюджета муниципального образования 162.756 рублей, а всего – 843.372 рубля. Руководствуясь приведенными выше нормами закона и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Комитета по делам молодежи администрации города Южно-Сахалинска по уменьшению предоставленной семье Барановых суммы субсидии на приобретение жилья и возложении обязанности произвести перерасчет этой субсидии; поскольку доказательств, подтверждающих неправомерность действий ответчика, суду представлено не было и в ходе судебного разбирательства не установлено. Истцы являются участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» и муниципальной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – южносахалинцам» на период до 2015 года», как молодая семья, включенная в список на получение субсидий в 2009 году только за счет местного и областного бюджетов. Им вручено свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств областного бюджета и бюджета местного образования в размере 843.372 рубля, что составляет 28,5% от расчетной (средней) стоимости жилья. Ссылка истцов на уменьшение размера субсидии по сравнению с размером субсидии, предусмотренным в п.9 указанных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 (не менее 40% расчетной (средней) стоимости жилья), обоснованно признана судом несостоятельной, основанной на неправильном толковании и применении норм материального права, так как семья истцов не включена в список молодых семей – участников федеральной целевой программы, денежные средства из федерального бюджета на нее не выделялись. Данные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, достаточно подробно изложены в решении. Оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает. Доводы кассационной жалобы истцов были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда. Каких-либо иных обоснований и доводов, помимо приведенных Барановыми в подтверждение заявленных требований, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационной жалобе не содержится. При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворении, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка. На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 347, п.1 ст. 361 и ст.366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: Решение Южно-Сахалинского городского суда от 18 февраля 2010 года – оставить без изменения, а кассационную жалобу истцов Баранова Андрея Вячеславовича и Барановой Елены Николаевны – без удовлетворения. Председательствующий: Прокопец Л.В. Судьи: Исайкин А.Ю. Костромцова Е.И.