Докладчик Исайкин А.Ю. К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 9 февраля 2010 года г.Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего Прокопец Л.В. судей областного суда Роговой Л.В. и Исайкина А.Ю. при секретаре Тимофеевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Горенковой Галины Андреевны об оспаривании решения избирательной комиссии городского округа «город Южно-Сахалинск» о размещении заказа на изготовление новых избирательных бюллетеней и передачи их участковым избирательным комиссиям, признании недействительными результатов выборов депутатов городского Собрания городского округа «город Южно-Сахалинск» четвертого созыва по кассационной жалобе представителя Горенковой Галины Андреевны - Шацкого С.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 ноября 2009 года, которым в удовлетворении заявления отказано. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Исайкина А.Ю., объяснения представителя избирательной комиссии городского округа «Город Южно-Сахалинск» Ларионовой Е.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Кисленко И.Л., считающей решение законным и обоснованным, судебная коллегия у с т а н о в и л а: 19 октября 2009 года Горенкова Г.А. обратилась в суд с заявлением о нарушении избирательного законодательства Российской Федерации при проведении выборов в депутаты городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» четвертого созыва, которые состоялись в г.Южно-Сахалинске Дата обезличена. В заявлении указала, что являлась кандидатом в депутаты городского Собрания г.Южно-Сахалинска четвертого созыва. При проведении выборов избирательной комиссией городского округа «город Южно-Сахалинск» допущено нарушение установленной законом процедуры в части своевременного изготовления избирательных бюллетеней, которые были изготовлены не за 20 дней до дня выборов, как это предусмотрено статьей 66 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области», а в ночь перед голосованием. В этой связи ряд бюллетеней, по которым граждане голосовали досрочно, впоследствии были признаны недействительными. Данное нарушение, по мнению заявителя, привело к невозможности установить с необходимой степенью достоверности итоги голосования и определить результаты волеизъявления избирателей, что является основанием для признания состоявшихся Дата обезличена выборов недействительными. В этой связи Горенкова Г.А. просила признать незаконным решение избирательной комиссии городского округа «Город Южно-Сахалинск» о размещении заказа на изготовление новых избирательных бюллетеней и передачи их участковым избирательным комиссиям непосредственно в день голосования Дата обезличена. Признать результаты выборов депутатов городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» четвертого созыва недействительным. В судебном заседании заявитель Горенкова Г.А. и ее представитель Шацкий С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивали по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель избирательной комиссии городского округа «город Южно-Сахалинск» Ларионова Е.И. с требованиями заявителя не согласилась. Суд постановил приведенное выше решение, которое обжалует представитель Горенковой Г.А. - Шацкий С.В. В кассационной жалобе просит решение отменить, а требования удовлетворить. Ссылается на несоответствие действий избирательной комиссии требованиям закона Сахалинской области «О муниципальных выборах» не предусматривающих изготовление бюллетеней менее чем за 20 дней до дня выборов. Приводит варианты возможных действий органа, чьи действия обжалуются, соответствующих, по мнению автора жалобы, указанному закону. Ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела в части извещения Горенковой Г.А. об изготовлении новых бюллетеней. Проверив законность и обоснованность постановленного решения, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения. В соответствии с частями 2 - 5, 15, 19 статьи 66 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года №35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области», бюллетени для голосования на выборах изготавливаются исключительно по распоряжению соответствующей избирательной комиссии. При этом, форма бюллетеня, число бюллетеней, порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней для голосования на муниципальных выборах, а также текст бюллетеня утверждаются избирательной комиссией муниципального образования, комиссией, определяющей результаты выборов в округе, не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Бюллетени для голосования на выборах в органы местного самоуправления городского округа изготавливаются исключительно по решению избирательной комиссии муниципального района, городского округа и под ее наблюдением в полиграфических организациях, также не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Передача бюллетеней участковым избирательным комиссиям осуществляется не позднее чем за один день до дня голосования. В случае выбытия из списка кандидатов зарегистрированного кандидата, фамилия, имя и отчество которого указаны в бюллетене, отмены или аннулирования регистрации кандидата, списка кандидатов после изготовления бюллетеней окружные, участковые комиссии по указанию комиссии, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, вычеркивают в бюллетенях сведения о таких кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших такие списки кандидатов. При необходимости внесения в изготовленный бюллетень изменений, касающихся сведений о кандидате, об избирательном объединении, эти изменения по решению комиссии, определяющей результаты выборов в округе, могут быть внесены членами окружной, участковой комиссии от руки либо с использованием технических средств. Частью 17 статьи 66 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» предусмотрено, что при передаче бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать участвующие в выборах кандидаты или их представители. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей избирательной комиссией. Согласно частям 1 и 5 статьи 81 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области», решения и действия избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд и отменены им в случаях, предусмотренных названным и Федеральным законом. Аналогичные нормы содержатся в статьях 63 и 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным постановлений избирательной комиссии городского округа «Город Южно-Сахалинск» о размещении заказа на изготовление новых избирательных бюллетеней и о передаче их участковым избирательным комиссиям менее, чем за 20 дней до дня голосования, суд пришел к выводу о том, что указанные действия избирательной комиссии не противоречат законодательству Российской Федерации и Сахалинской области, регулирующему вопросы внесения изменений в избирательный бюллетень, и обусловлены обстоятельствами, объективно сложившимися на день принятия оспоренных Горенковой Г.А. постановлений. Судебная коллегия такой вывод находит соответствующим закону и обстоятельствам дела. Так, приведенные выше нормы Федерального закона и Закона Сахалинской области не препятствуют внесению в избирательный бюллетень изменений менее чем за 20 дней до выборов, в случаях изменения состава участвующих в выборах кандидатов и избирательных блоков. Изменения могут вноситься в бюллетень как от руки, так и с помощью технических средств, к которым относится и полиграфическое оборудование. Вместе с тем, внесение изменений в избирательный бюллетень с помощью полиграфического оборудования в организациях, обладающих таким оборудованием, допускается исключительно на основании решения избирательной комиссии. Из дела видно, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами и не оспаривается заявителем, что бюллетени для голосования были изготовлены в сроки, установленные названными выше Федеральным законом и Законом Сахалинской области, на основании постановлений избирательной комиссии городского округа «город Южно-Сахалинск» от 15 сентября 2009 года №35/351 и №35/353 и решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Номер обезличен на выборах депутатов городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» четвертого созыва от Дата обезличена Номер обезличен (листы дела 27-32). В соответствии с обращенными к немедленному исполнению кассационными определениями судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 24 сентября 2009 года об отмене решения избирательной комиссии городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 25 августа 2009 года о регистрации списка кандидатов в депутаты городского Собрания четвертого созыва выдвинутых избирательным объединением «Сахалинское региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия», и решения окружной избирательной комиссии от Дата обезличена о регистрации в качестве кандидата в депутаты городского Собрания четвертого созыва ФИО1, на основании постановления избирательной комиссии городского округа «Город Южно-Сахалинск» от Дата обезличена Номер обезличен в изготовленные бюллетени были внесены изменения, путем вычеркивания избирательного блока «Сахалинское региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» и кандидата ФИО1 (листы дела 44, 45, 92-95). Определениями судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2009 года названные выше кассационные определения Сахалинского областного суда отменены, что повлекло необходимость восстановления в избирательных бюллетенях ранее вычеркнутых сведений об участии в выборах избирательного блока «Сахалинское региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» и кандидата в депутаты ФИО1 Поскольку внесение повторных изменений в изготовленные избирательные бюллетени было технически затруднено и не обеспечивало ясности информации об участвующих в выборах лицах, избирательной комиссией городского округа «Город Южно-Сахалинск» было принято постановление от Дата обезличена Номер обезличен о заказе новой партии избирательных бюллетеней ранее утвержденного Дата обезличена и Дата обезличена содержания, с передачей Дата обезличена вновь изготовленных бюллетеней участковым избирательным комиссиям (листы дела 33-41, 134-150). Таким образом, избирательная комиссия городского округа «Город Южно-Сахалинск» действовала в пределах предоставленных ей законом полномочий и в соответствии с ним, исходя из сложившихся обстоятельств и необходимости обеспечения реализации гражданами избирательных прав. Довод в жалобе о необходимости в сложившихся обстоятельствах переноса выборов на более поздний срок для обеспечения своевременного изготовления избирательных бюллетеней не основаны на правильном применении приведенных выше норм права применительно к обстоятельствам дела, в связи с чем выводов суда о соответствии закону действий избирательной комиссии по изготовлению новой партии избирательных бюллетеней и их передаче участковым избирательным комиссиям менее, чем за 20 дней до выборов, не опровергают. Имеющимися в деле сведениями об уведомлении кандидата в депутаты представительного органа Горенковой Г.А. о выбраковке ранее изготовленных и о передаче участковым избирательным комиссиям новых избирательных бюллетеней опровергаются доводы в жалобе о том, что заявителя об указанных действиях не уведомляли, чему в решении дана правовая оценка с которой судебная коллегия соглашается (лист дела 111). Согласно части 2 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства: кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей; кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей. В соответствии с частью 3 названной статьи Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после для голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. Из анализа приведенных норм закона следует, что основанием к отмене решения о результатах выборов являются не любые нарушения избирательного законодательства, а лишь те, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей. Тщательно исследовав представленные суду доказательства и доводы заявителя о том, что изготовление новых избирательных бюллетеней накануне дня голосования повлекло нарушение избирательного законодательства, не позволяющее выявить действительную волю избирателей, поскольку ряд избирателей голосовали досрочно, по отбракованным впоследствии избирательным бюллетеням с вычеркнутыми из них избирательным блоком «Сахалинское региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» и кандидатом в депутаты ФИО1, суд пришел к выводу о том, что таких нарушений допущено не было. Этот вывод основан на исследованных в судебном заседании протоколах голосования, согласно которым по одномандатному избирательному округу Номер обезличен досрочно проголосовало 32 избирателя использовав признанные впоследствии недействительными избирательные бюллетени с вычеркнутыми из них избирательным блоком «Сахалинское региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» и кандидатом в депутаты ФИО1 Вместе с тем, данное обстоятельство не повлияло на результаты выборов, поскольку, из протоколов окружной избирательной комиссии Номер обезличен по подведению итогов голосования видно, что наибольшее количество избирателей (772 человека) проголосовало за ФИО1, в то время как за второго по числу голосов кандидата Горенкову Г.А. проголосовало 640 избирателей. Таким образом, результаты досрочного голосования по бюллетеням, признанным недействительными, не изменили бы соотношение голосов и не повлияли на результаты выборов по одномандатному избирательному округу Номер обезличен (листы дела 42-43, 46). При таких данных судебная коллегия находит правильными выводы суда об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по одномандатному избирательному округу Номер обезличен и о необходимости признания в этой связи выборов недействительными, а постановленное судом решение об отказе в удовлетворении требований Горенковой Г.А. находит законным и обоснованным. Приведенные в жалобе доводы о том, что принятие избирательной комиссией городского округа «Город Южно-Сахалинск» решения об изготовлении новых избирательных бюллетеней привело к многочисленным нарушениям порядка голосования, неконтролируемому использованию бюллетеней и злоупотреблению основаны на предположениях, не подтвержденных соответствующими относимыми и допустимыми доказательствами, в связи с чем не могут быть признаны состоятельными. Поскольку иных доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения в жалобе не приведено, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Южно-Сахалинского городского суда от 24 ноября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Горенковой Галины Андреевны - Шацкого С.В. без удовлетворения. Председательствующий Прокопец Л.В. Судьи Рогова Л.В. Исайкин А.Ю.