об оспаривании решений и действий (бездействия) администрации города Южно-Сахалинска и её должностных лиц



Судья – Шашкова Д.А. Дело № 33-572/2011

Докладчик – Капкаун Т.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2011 года город Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Жуковской З.В.

судей – Костромцовой Е.И. и Капкаун Т.И.

при секретаре судебного заседания – Радченко В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению председателя Оргкомитета Сахалинской областной Коалиции общественных и политических организаций, гражданских активистов по защите социальных прав Сахалинцев и Курильчан, северян – Дальневосточников Купермана М.А. об оспаривании решений и действий (бездействия) администрации города Южно – Сахалинска и ее должностных лиц

по кассационным жалобам Купермана М.А. и представителя администрации города Южно-Сахалинска Токарь Т.П.,

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 июля 2010 года, которым письма вице – мэра по правовым и кадровым вопросам города Южно – Сахалинска Гружевской Т.Б. от 23 марта 2010 года № 01/3-1682 и от 25 марта 2010 года № 01-1682 признаны незаконными. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.

Проверив материалы дела и заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

29 июня 2010 года председатель Оргкомитета Сахалинской областной Коалиции общественных и политических организаций, гражданских активистов по защите социальных прав Сахалинцев и Курильчан, северян – Дальневосточников Куперман М.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными следующие решения и действия (бездействие) администрации города Южно – Сахалинска и ее должностных лиц по ненадлежащему согласованию проведения 28 марта 2010 года митинга на площади им.Ленина в городе Южно-Сахалинске в соответствии с уведомлением от 18 марта 2010 года, поданным гражданами по решению Оргкомитета Коалиции:

- письмо вице – мэра Гружевской Т.Б. от 23 марта 2010 года № 01/3-1682, в котором сообщается об отказе в согласовании проведения заявленного митинга в связи с тем, что ранее администрацией получено уведомление другой общественной организации о проведении в это же время в западной части площади им.Ленина в городе Южно-Сахалинске публичного мероприятия в форме митинга.

При этом время проведения мероприятия совпадает с временем проведения митинга, заявленного в уведомлении Оргкомитета Коалиции.

По мнению заявителя, данный отказ является незаконным ввиду отсутствия у должностного лица, подписавшего документ, надлежащих полномочий, а также в силу ненадлежащего отказа в согласовании проведения митинга Коалиции на площади им.Ленина в городе Южно-Сахалинске и наличия ряда оснований для сомнения в достоверности сведений, сообщенных администрацией относительно уведомления другой общественной организации;

- письмо вице – мэра Гружевской Т.Б. от 25 марта 2010 года № 01-1682 с предложением проведения митинга на восточной части площади Победы в городе Южно – Сахалинске. Основанием для признания данного документа незаконным являются те же причины, что заявлены в отношении письма от 23 марта 2010 года;

- распоряжение мэра города Южно – Сахалинска от 24 марта 2010 года № 49р о согласовании проведения 28 марта 2010 года митинга по уведомлению руководителя региональной общественной организации «Экологическая вахта Сахалина» у кинотеатра «Комсомолец» в части времени проведения публичного мероприятия, а именно установления времени проведения данного мероприятия аналогичному тому, что заявлено Оргкомитетом Коалиции;

- распоряжение мэра города Южно – Сахалинска от 27 марта 2010 года № 54р о согласовании проведения митинга Оргкомитета Коалиции на площади им.Ленина в городе Южно-Сахалинске, по тем основаниям, что данный акт издан с большой задержкой, вследствие неисполнения требований подпункта 4 пункта 1 статьи 12 закона РФ № 54–ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в связи с неотменой ранее принятого распоряжения от 22 марта 2010 года о согласовании проведения митинга общественной организации «Сталь», на том же месте, что согласовано для Оргкомитета Коалиции;

- бездействие администрации города Южно – Сахалинска по прекращению на время митинга работы двух информационных табло, установленных на площади Ленина, что создало очевидные помехи для проведения мероприятия;

- бездействие администрации города Южно - Сахалинска в части своевременного, сразу после окончания публичного мероприятия, направления ею надлежащим органам и должностным лицам Резолюции митинга, проведенного 28 марта 2010 года.

Кроме того заявитель просил вынести частное определение в адрес администрации города Южно – Сахалинска или иного надлежащего органа местного самоуправления о необходимости принятия специального нормативного акта, устанавливающего порядок реализации ею в целом и ее конкретными должностными лицами компетенции, полномочий, прав и обязанностей, вытекающих из требований статьи 31 Конституции РФ, и Закона РФ № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

22 июля 2010 года Куперман М.А. заявленные требования дополнил, просил признать незаконными действия уполномоченного представителя администрации города Рубан Л.М., письменно отказавшейся подтвердить численность участников митинга – 850-900 человек, со ссылкой на то, что подсчет участников она не производила, в то время, как в другом документе указала на численность участников мероприятия – 300 человек, а также бездействие администрации, издавшей 27 марта 2010 года распоряжение об изменении места проведения митинга организацией «Сталь», но не уведомившей об этом Оргкомитет Коалиции, чем ущемлены права последнего на полноценную организацию публичного мероприятия.

В судебном заседании Куперман М.А. заявленные требования поддержал, представитель администрации города Южно-Сахалинска Токарь Т.П. в их удовлетворении просила отказать.

Судом принято вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Куперман М.А. просит решение суда изменить и вынести решение об удовлетворении всех заявленных требований. Полагает вывод суда об отказе в части заявленных требований ошибочным, ссылаясь на то, сто судом дана ненадлежащая оценка доводам заявителя, обстоятельствам и материалам дела. Также считает, что суд необоснованно отказал в вынесении частного определения в отношении мэра города Южно-Сахалинска, поскольку он своими действиями и бездействием допустил задержку принятия решения о согласовании проведения митинга и превысил полномочия по согласованию проведения публичных акций вице-мэром, не наделенным для этого необходимыми полномочиями.

Представитель администрации города Южно-Сахалинска Токарь Т.П. в своей кассационной жалобе просит отменить решение в удовлетворенной части заявленных требований и вынести в этой части новое решение об отказе в их удовлетворении. Считает решение суда в удовлетворенной части незаконным в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения Купермана М.А. и представителя администрации города Южно-Сахалинска Токарь Т.П., поддержавших свои жалобы и возражавших против удовлетворения жалоб друг-друга, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части удовлетворенных требований по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Частью 1 статьи 12 указанного Закона установлено, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (пункт 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 2).

Данным обязанностям органа местного самоуправления Соответствует предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 5 названного Закона обязанность организатора публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 17 марта 2010 года члены оргкомитета временной Коалиции общественных и политических организаций, гражданских активистов по проведению общественной кампании в защиту социальных интересов Сахалинцев и Курильчан, всех северян-Дальневосточников Куперман М.А. и другие обратились в администрацию города Южно-Сахалинска с уведомлением о намерении провести публичное мероприятие – митинг 28 марта 2010 года с 11 до 12 часов на западной части площади имени Ленина в городе Южно-Сахалинске с количеством участников до 1000 человек. Митинг заявлен по ряду вопросам в защиту социальных, экономических и некоторых политических прав и интересов Сахалинцев и Курильчан.

23 марта 2010 года по предложению вице-мэра города Южно-Сахалинска Гружевской Т.Б., изложенному в письме от 22 марта 2010 года, Куперманом М.А. в устранение несоответствия указанных в уведомлении от 17 марта 2010 года условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в администрацию города Южно-Сахалинска представлено дополнение к ранее поданному уведомлению.

Письмом от 23 марта 2010 года за № 01/3-1682 за подписью вице-мэра города Южно-Сахалинска Гружевской Т.Б. заявителю было сообщено о том, что проведение заявленного мероприятия не может быть согласовано, в связи с тем, что 17 марта 2010 года администрацией города получено уведомление от Сахалинской региональной молодежной патриотической организации «Сталь» о проведении в это же время на западной части площади Ленина города Южно-Сахалинска публичного мероприятия в форме митинга. Этим же письмом предложено провести митинг в другом месте города Южно-Сахалинска на площади перед Киноконцертным залом «Октябрь».

Письмом от 24 марта 2010 года в администрацию города Южно-Сахалинска Куперман М.А. сообщил о несогласии с действиями администрации города Южно-Сахалинска и просил уведомить организацию «Сталь» об отказе в согласовании им проведения митинга, принять решение о согласовании проведения митинга Оргкомитета Коалиции на заявленных ими условиях, представить надлежащим образом заверенные копии уведомления организации «Сталь» и выписки из журнала регистрации входящих документов, провести встречу для согласования вопросов.

Письмом вице мэра города Южно-Сахалинска Гружевской Т.Б. от 25 марта 2010 года Оргкомитету Коалиции предлагалось новое место проведения митинга - на восточной части площади Победы города Южно-Сахалинска, а также повторно сообщалось о невозможности проведения митинга в западной части площади Ленина города Южно-Сахалинска, в связи с проведением в указанном месте иного массового мероприятия, заявленного ранее и согласованного распоряжением мэра города Южно-Сахалинска № 48-р от 22 марта 2010 года.

27 марта 2010 года после пересогласования места проведения митинга Сахалинской региональной молодежной патриотической организации «Сталь» на площади Славы города Южно-Сахалинска, мэром города Южно-Сахалинска издано распоряжение № 54-р, согласно пункта 1 которого согласовано проведение митинга Оргкомитетом Коалиции 28 марта 2010 года с 11 до 12 часов с использованием звукоусиливающих технических средств и предполагаемой численностью участников до 1000 человек, с расположением участников в западной части площади Ленина города Южно-Сахалинска. Согласно пункта 3 данного распоряжения уполномоченным представителем администрации города Южно-Сахалинска назначен начальник организационного отдела Управления делами администрации города Рубан Л.М.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 части 1 закона Сахалинской области от 28.12.2007 года №129-ЗО «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Сахалинской области» установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается в администрацию городского округа, если место проведения публичного мероприятия находится на территории городского округа.

В силу пункта 1 статьи 40 Устава городского округа «город Южно-Сахалинск» администрация города Южно-Сахалинска (администрация города) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области.

Согласно пунктам 1.4.7 Устава городского округа «город Южно-Сахалинск» администрация города формируется мэром города в соответствии с федеральными законами, законами Сахалинской области и настоящим Уставом. Органы администрации города осуществляют свою деятельность на основании Положений о структурных подразделениях администрации города, утверждаемых постановлениями администрации города. Должностные инструкции для сотрудников администрации города и ее структурных подразделений утверждаются мэром, первыми вице-мэрами, вице-мэрами города либо руководителем соответствующего структурного подразделения администрации города.

Постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 17 декабря 2009 года №2269 о распределении обязанностей между мэром города, первым вице-мэром и вице-мэрами города Южно-Сахалинска к компетенции вице-мэра по правовым, административным и кадровым вопросам Гружевской Т.Б. отнесено взаимодействие с общественными организациями и формированиями, политическими партиями и движениями.

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав города Южно-Сахалинска не относят вопрос о согласовании места проведения публичного мероприятия к исключительной компетенции мэра муниципального образования и не предписывают органу местного самоуправления издавать муниципальный правовой акт при доведении до сведения организатора обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу положений указанных норм судебная коллегия находит неправильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые письма от 23 и 25 марта 2010 года являются властно-распорядительными решениями органа местного самоуправления, принимать которые наделен только мэр города Южно-Сахалинска и об отсутствии у вице-мэра Гружевской Т.Б. полномочий по рассмотрению уведомления о проведении публичного мероприятия.

Таким образом, администрация города Южно-Сахалинска письмами от 23 и 25 марта 2010 года за подписью вице-мэра города Южно-Сахалинска Гружевской Т.Б. правомерно предложила Оргкомитету Коалиции согласовать проведение митинга в двух других местах города Южно-Сахалинска.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя о признании незаконными писем вице – мэра по правовым и кадровым вопросам города Южно – Сахалинска Гружевской Т.Б. от 23 марта 2010 года № 01/3-1682 и от 25 марта 2010 года № 01-1682 подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в их удовлетворении в указанной части, поскольку значимые для дела обстоятельства, установлены на основании имеющихся в деле доказательств.

Судебная коллегия находит правильными изложенные в решении выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения мэра города Южно-Сахалинска от 24 марта 2010 года № 49-р о согласовании проведения митинга регионального общественного объединения «Экологическая вахта Сахалина», поскольку оспариваемым правовым актом права и интересы Оргкомитета Коалиции не затрагиваются; для признания незаконным распоряжения мэра города Южно-Сахалинска от 27 марта 2010 года о согласовании митинга Оргкомитета Коалиции на площади имени Ленина 28 марта 2010 года, в связи с тем, что заявителем не представлено доказательств нарушения его изданием каких-либо прав и законных интересов организаторов публичного мероприятия, создающим препятствия к его проведению.

Также судебная коллегия соглашается и с выводами суда об отказе в удовлетворении требований о признании бездействия администрации города Южно-Сахалинска по прекращению на время митинга работы двух информационных табло, установленных на площади имени Ленина в городе Южно-Сахалинске, а также в части своевременного, сразу после окончания публичного мероприятия, направления ею надлежащим органам и должностным лицам Резолюции митинга, проведенного 28 марта 2010 года, и в части не уведомления Оргкомитета Коалиции об издании 27 марта 2010 года распоряжения об изменении места проведения публичного мероприятия организацией «Сталь», незаконным; о признании незаконными действий уполномоченного лица администрации города Южно-Сахалинска Рубан Л.М., связанных с отказом от подтверждения численности участников митинга Оргкомитета Коалиции.

Данные выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права и не противоречат установленным судом обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы Купермана М.А. о необоснованности отказа в удовлетворении требования о вынесении частного определения в адрес администрации города Южно-Сахалинска, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку вынесение частного определения в силу статьи 226 Гражданского процессуального кодекса РФ является правом, а не обязанностью суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 июля 2010 года в части удовлетворения требований председателя Оргкомитета Сахалинской областной Коалиции общественных и политических организаций, гражданских активистов по защите социальных прав Сахалинцев и Курильчан, северян – Дальневосточников Купермана М.А. о признании незаконными писем вице – мэра по правовым и кадровым вопросам города Южно – Сахалинска Гружевской Т.Б. от 23 марта 2010 года № 01/3-1682 и от 25 марта 2010 года № 01-1682 - отменить.

Вынести в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований председателя Оргкомитета Сахалинской областной Коалиции общественных и политических организаций, гражданских активистов по защите социальных прав Сахалинцев и Курильчан, северян – Дальневосточников Купермана М.А. о признании незаконными писем вице – мэра по правовым и кадровым вопросам города Южно – Сахалинска Гружевской Т.Б. от 23 марта 2010 года № 01/3-1682 и от 25 марта 2010 года № 01-1682 - отказать.

В остальной части решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 июля 2010 года оставить без изменения.

Председательствующий - Жуковская З.В.

Судьи - Капкаун Т.И.

Костромцова Е.И.