об оспаривании постановлений главы муниципального образования в части изменения дат постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья



Судья – Асмадярова Е.Л. Дело № 33-2157/11

Докладчик – Капкаун Т.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2011 года город Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Никулина В.А.

судей Кривулько В.В. и Капкаун Т.И.

при секретаре Стародубцевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каримовой Т.Н., Крутенко М.П. об оспаривании постановлений главы муниципального образования городского округа «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 «О внесении изменений в постановление главы МО городской округ «Охинский» от 17 июня 2008 года № 249» и № 448 «О внесении изменений в постановление главы МО городской округ «Охинский» от 31 декабря 2008 года № 552» в части изменения дат постановки их на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования городского округа «Охинский» на решение Охинского городского суда от 14 июня 2011 года, которым заявление удовлетворено.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 17 июня 2008 года № 249 Каримова Т.Н. поставлена на учет граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с 15 мая 1996 года (дата подачи первоначального заявления).

Постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 в указанное постановление внесены изменения: дата постановки на учет Каримовой Т.Н. изменена на 05 июня 2008 года (даты подачи ею полного пакета документов).

Постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 31 декабря 2008 года № 552 Крутенко М.П. поставлена на учет граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, с 15 мая 1996 года (дата подачи первоначального заявления).

Постановлением главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 448 в это постановление внесены изменения, в том числе дата постановки на учет Крутенко М.П. изменена на 25 декабря 2008 года (дата подачи полного пакета документов).

24 мая 2011 года Крутенко М.П. и Каримова Т.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании постановлений главы муниципального образования городского округа «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 448 и № 444 в части изменения дат их постановки на учет.

В обоснование заявленных требований указано, что в мае 1996 года заявители обратились в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» с заявлениями на получение субсидий на строительство или приобретение жилья и были поставлены на учет по дате подачи предварительной заявки. До 2008 года органы местного самоуправления не сообщали им о необходимости представления дополнительной информации и документов.

В судебном заседании Каримова Т.Н. и представитель заявителей Репкин А.А. заявление поддержали, представитель главы и администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Меркушова С.В. с заявлением не согласилась.

Крутенко М.П., а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц члены семей заявителей, принятые на учет вместе с ними, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Глава муниципального образования городского округа «Охинский» и представитель, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Министерства социальной защиты Сахалинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Судом принято приведенное выше решение, которое представитель администрации муниципального образования городского округа «Охинский» С.В. Меркушова в кассационной жалобе просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Считает, что подача заявителями предварительных заявок на получение субсидии не является основанием для включения в очередь на получение субсидии, поэтому решение о постановке гражданина в очередь могло быть принято лишь по результатам рассмотрения заявления на получение субсидии на строительство или приобретения жилья.

Не соглашается с выводом суда о нарушении пункта 2 Примерного перечня и постановления Губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201, выразившиеся в не сообщении заявителям о принятом решении (о подтверждении права на подачу заявления на получение субсидии, о необходимости представления дополнительной информации, либо о мотивированном отказе в праве подачи заявления на получение субсидии).

Просит учесть, что названное постановление губернатора Сахалинской области сроков рассмотрения предварительных заявок и принятие по ним каких-либо решений не устанавливает. Обращает внимание на то, что информация о регистрации граждан для постановки на учет, о необходимости представить заявление и пакет документов, регулярно публиковалась в газете «Сахалинский нефтяник», однако заявители не проявляя интереса к судьбе своей предварительной заявки, бездействовали, что свидетельствует об отсутствии у них намерения оформить документы, необходимые для предоставления социальных выплат на приобретение жилья.

В возражениях Каримова Т.Н. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя Каримовой Т.Н. – Устинова Д.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 № 1278, утратившим силу с 21 августа 1996 года, утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья (в том числе лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет) и дано поручение Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерству финансов Российской Федерации разработать и опубликовать примерный перечень и формы необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидий на строительство и приобретение жилья.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Примерного перечня и форм необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (далее по тексту – Примерный перечень), разработанного Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 03 марта 1994 года № БЕ-19-6/3), предварительная заявка представляется представителем семьи, желающей получить субсидию на строительство или приобретение жилья, в орган, предоставляющий субсидию (орган местного самоуправления, министерство, ведомство, предприятие или организацию).

Предварительная заявка рассматривается в органе, предоставляющем субсидию, который принимает и в течение месяца сообщает заявителю решение о подтверждении его права на подачу заявления на получение субсидии, о необходимости представления дополнительной информации либо о мотивированном отказе в праве подачи заявления на получение субсидии.

Решение органа, предоставляющего субсидию, может быть обжаловано в административном или в судебном порядке.

Аналогичные положения установлены постановлением губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201 «О разработке и внедрении в области внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства». Кроме того, данным постановлением на Департамент строительства и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить: информацию населения о законодательных и нормативных актах жилищной реформы, формах государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, типах и потребительских качествах жилых зданий; получение, регистрацию и рассмотрение предварительных заявок и заявлений на предоставление субсидий, прием и проведение собеседований с гражданами, претендующими на получение субсидий, выдачу рекомендаций и разъяснений.

Пунктом 12 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, установлено, что решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления).

Постановлением Губернатора Сахалинской области от 10 октября 1996 года № 474 «О мерах по выполнению Федерального Закона Российской Федерации от 17 августа 1996 года № 116-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937» установлено, что прием от граждан заявлений на жилищные субсидии, составление списков очередников (в пределах предусмотренных лимитов) и представление их в установленные сроки в департамент строительства администрации области возлагаются на органы местного самоуправления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (часть 1 статьи 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15 мая 1996 года Каримова Т.Н. и Крутенко М.П. подали в администрацию города Охи предварительные заявки на получение субсидий для приобретения жилья как лица, проработавшие в районах Крайнего Севера более 10 лет.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по результатам рассмотрения поданных заявителями предварительных заявок орган местного самоуправления в нарушение пункта 2 Примерного перечня и постановления губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201 не сообщил в течение месяца заявителям о принятом решении (о подтверждении его права на подачу заявления на получение субсидии, либо о необходимости представления дополнительной информации, либо о мотивированном отказе в праве подачи заявления на получение субсидии), в связи с чем обоснованно пришел к выводу о том, что у заявителей имеется право на включение их в список граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, с даты подачи предварительных заявок – с 15 мая 1996 года.

Доказательства, на которых основан этот вывод суда, доводы, по которым суд отверг доказательства, представленные администрацией муниципального образования городского округа «Охинский», и законы, которыми руководствовался суд, на основании части 4 статьи 198 ГПК РФ указаны в мотивировочной части решения.

Доводы, на которые представитель администрации муниципального образования городского округа «Охинский» ссылается в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и их несостоятельности в решении дана правильная правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, оснований для ее удовлетворения не находит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 347, статьями 360-361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Охинского городского суда от 14 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования городского округа «Охинский» – без удовлетворения.



Председательствующий Никулин В.А.

Судьи Капкаун Т.И.

Кривулько В.В.