о возложении обязанности прекратить эксплуатацию общедомовых приборов учета



Судья – Меркулова Е.Н. Дело № 33-2474/2011

Докладчик – Капкаун Т.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2011 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Капкаун Т.И.

судей – Исайкина А.Ю. и Вишнякова О.В.

при секретаре судебного заседания – Стародубцевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора к открытому акционерному обществу (далее – ОАО) «Сахалинэнерго», обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Жилфонд» о возложении обязанности прекратить эксплуатацию общедомовых приборов учета

по кассационному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Корсаковского городского суда от 19 мая 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

21 февраля 2011 года Корсаковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Корсаковскому участку обособленного подразделения «Энергосбыт» ОАО «Сахалинэнерго» и ООО «Жилфонд» о прекращении эксплуатации общедомовых приборов учета электроэнергии.

В обоснование требований указано, что в нарушение положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Приказа Минэнерго РФ от 13 января 2003 года №6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» ОАО «Сахалинэнерго» установило в городе Корсакове в многоквартирных жилых домах №№ 21, 23 и 23«а» по улице Крутой, в домах №№ 11 и 18 по улице Октябрьской, в доме № 6 по Октябрьской общедомовые приборы учета используемой собственниками жилых помещений электроэнергии для общедомовых нужд и эксплуатирует их. При этом приборы установлены в нарушение предусмотренного Федеральным законом порядка, в отсутствие решения собственников помещений об их установке, без согласования установки приборов с Управлением Ростехнадзора и проведения приемосдаточных испытаний оборудования, пусконаладочных испытаний отдельных систем электроустановок. Установка приборов учета произведена без приборов защиты от короткого замыкания в цепи перед приборами учета. Акт сдачи и приема электромонтажных работ отсутствует.

Выявленные нарушения закона при установке общедомовых приборов учета, по мнению прокурора, напрямую затрагивают права неопределенного круга лиц, могут привести к нарушению прав собственников жилых помещений, а при возникновении пожара могут повлечь человеческие жертвы.

В судебном заседании участвовавший в деле прокурор иск поддержал, представители ОАО «Сахалинэнерго» и ООО «Жилфонд» Одинцов С.А. и Волошенко С.В. исковые требования не признали.

Судом принято приведенное выше решение, которое прокурор в кассационном представлении просит отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие в решении надлежащей правовой оценки факту нарушения требований Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указывает, что законом обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в том числе электрической энергии, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах, а у организаций, которые осуществляют снабжение электрической энергией, такая обязанность возникнет только после 1 января 2012 года. По этой причине ОАО «Сахалинэнерго», по мнению прокурора, не обладало правом самостоятельно оснащать многоквартирные жилые дома общедомовыми (коллективными) приборами учета электроэнергии. Не соглашается с выводом суда о том, что эксплуатацию приборов учета потребленной энергии осуществляют абоненты, потребляющие электроэнергию, а не ОАО «Сахалинэнерго» и его подразделение ОП «Энергосбыт».

Обсудив доводы кассационного представления, заслушав объяснения прокурора Рослой В.В., поддержавшей кассационное представление, и возражения против его удовлетворения представителя ОАО «Сахалинэнерго» Одинцова С.А., судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об энергосбережении…»), согласно которым расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до введения Закона в действие, в срок до 1 января 2012 года, а домов ветхих, аварийных, подлежащих сносу или капитальному ремонту - в срок до 1 января 2013 года, обязаны обеспечить оснащение указанных домов, в частности общедомовыми приборами учета используемой электрической энергии и ввод их в эксплуатацию. С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять за плату на договорной основе деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений и приведенных норм действующего законодательства, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ОАО «Сахалинэнерго» было обязано устанавливать в многоквартирных жилых домах коллективные приборы учета используемой электроэнергии. Никакая иная организация, применительно к данным спорным правоотношениям, не вправе производить установку общедомовых приборов учета электроэнергии. Конечный срок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов организациями, осуществляющими снабжение ими их передачу, установлен до 1 января 2013 года в отношении многоквартирных домов, однако с взиманием с собственников жилых помещений в указанных домах соответствующей платы за совершение указанных действий.

Таким образом, Федеральным законом «Об энергосбережении…» установлены начало и конец сроков для каждой из обязанных сторон совершения действий по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в течение которых ни одну из сторон нельзя принудить к исполнению в одностороннем порядке возложенной законом обязанности. Добровольное же исполнение указанных обязанностей в одностороннем порядке ОАО «Сахалинэнерго» без взимания платы за установку коллективных приборов учета электроэнергии Федеральным законом «Об энергосбережении…» не запрещено.

При таком положении дела, когда ОАО «Сахалинэнерго» самостоятельно и за свой счет установило общедомовые приборы учета используемой многоквартирными домами электроэнергии, указанные действия не нарушают требования названного выше Федерального закона, о чем судом первой инстанции обоснованно указано в обжалуемом решении.

При этом, как следует из материалов дела, после установки приборов учета электроэнергии ОАО «Сахалинэнерго» предприняты меры к вводу их в эксплуатацию, однако ни ООО «Жилфонд», ни собственники жилых помещений в указанных многоквартирных домах каких-либо мер к этому не приняли, продолжая безучетно использовать потребляемую на общедомовые нужды электроэнергию.

Судом первой инстанции проверены и обоснованно признаны несостоятельными доводы прокурора о нарушении ОАО «Сахалинэнерго» положений Приказа Минэнерго от 13 января 2003 года №6 «Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», поскольку в силу положений пункта 1.1.3 указанных Правил электроустановка - совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другие виды энергии.

На основании анализа технических норм, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что установленные ОАО «Сахалинэнерго» общедомовые приборы учета в многоквартирных домах не являются электроустановкой и не нуждаются в установке перед ними каких-либо средств защиты (что подтверждается письмами Управления Ростехнадзора по Сахалинской области, имеющиеся в материалах дела), в связи с чем является безосновательным и довод прокурора о том, что установленные ОАО «Сахалинэнерго» общедомовые приборы учета могут привести к возникновению пожара и принести ущерб правам и интересам неопределенного круга лиц.

Основан на положениях нормативных правовых актов, регулирующих спорное правоотношение, и вывод суда о том, что эксплуатацию приборов учета потребленной энергии осуществляют абоненты, потребляющие электроэнергию, а не ОАО «Сахалинэнерго» и его подразделение ОП «Энергосбыт», установившие приборы учета.

В удовлетворении заявленных прокурором требований к ООО «Жилфонд» также обоснованно отказано, поскольку указанным ответчиком спорные общедомовые приборов учета не эксплуатируются, так как они установлены вне зоны его балансовой ответственности.

При таких обстоятельствах, когда установкой спорных приборов учета электроэнергии ответчиками не нарушены какие-либо права или охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан, а прокурором в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, не приведено каких-либо весомых доказательств, обосновывающих необходимость приостановления (прекращения) их эксплуатации, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы кассационного представления прокурора были предметом судебного разбирательства и обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, с которыми судебная коллегия соглашается.

При таком положении дела, когда решение судом принято в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами, которым дана правильная правовая оценка, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения исходя из доводов кассационного представления, не находит оснований к его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 347, статьями 360-361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Корсаковского городского суда от 19 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий Капкаун Т.И.

Судьи Исайкин А.Ю.

Вишняков О.В.