Судья – Трищ П.Н. Дело № 33-2481/11 Докладчик – Капкаун Т.И. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 сентября 2011 года город Южно-Сахалинск. Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего – Капкаун Т.И. судей – Загорьян А.Г. и Исайкина А.Ю. при секретаре судебного заседания – Стародубцевой М.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гвоздевой А.С. к администрации муниципального образования городской округ «Охинский», Правительству Сахалинской области, Министерству социальной защиты Сахалинской области о восстановлении с 15 мая 1996 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в 2011 году по кассационным жалобам представителя истицы Репкина А.А., представителей администрации муниципального образования городского округа «Охинский» и Министерства социальной защиты Сахалинской области Меркушовой С.В. и Никульниковой Е.В. на решение Охинского городского суда от 3 июня 2011 года, которым на администрацию муниципального образования городского округа «Охинский» возложена обязанность включить истицу в список граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Федеральный закон № 125 – ФЗ) с датой постановки на учет с 15 мая 1996 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия у с т а н о в и л а: постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 17 июня 2008 года № 249 утверждены изменения и дополнения списка граждан-пенсионеров, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение жилья в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 125 – ФЗ, согласно которому Гвоздева А.С. с мужем и сыном поставлена на учет с 15 мая 1996 года (с даты подачи предварительной заявки). Постановлением исполняющего обязанности главы муниципального образования городской округ «Охинский» от 27 декабря 2010 года № 444 в указанное постановление внесены изменения, в соответствии с которыми дата постановки Гвоздевой А.С. на учет изменена на 3 апреля 2008 года (на дату подачи ею полного пакета документов). 21 февраля 2011 года Гвоздева А.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» и Правительству Сахалинской области о восстановлении с 15 мая 1996 года на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в 2012 году. В обоснование заявленных требований истица указала, что в мае 1996 года она обратилась в администрацию муниципального образования городской округ «Охинский» с заявлением на получение жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья и была поставлена на учет. 20 марта 2008 года при прохождении очередной перерегистрации в жилищном отделе ей предложили написать заявление о предоставлении жилищной субсидии в 2009 году и собрать необходимые для этого документы, которые она представила на следующий день вместе с заявлением. Однако в октябре 2009 года ей сообщили об отказе в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на то, что с мая 1996 по март 2008 года она не обращалась в орган местного самоуправления с заявлением на получение жилищной субсидии и не представляла необходимы для этого документы, а 8 февраля 2011 года из письма главы муниципального образования городской округ «Охинский» ей стало известно об изменении даты постановки на учет, что она считает неправомерным. Изменив исковые требования 21 апреля 2011 года, Гвоздева А.С. просила возложить на ответчиков обязанность выдать ей государственный жилищный сертификат в 2011 году. В судебном заседании Гвоздева А.С. иск поддержала, представитель главы и администрации муниципального образования городской округ «Охинский» Меркушова С.В. с заявлением не согласилась. Третьи лица на стороне истицы Гвоздев В.Н. и Гвоздев Е.В., представители Правительства Сахалинской области и привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Министерства социальной защиты Сахалинской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежаще. Судом принято приведенное выше решение, а дополнительным решением от 28 июля 2011 года, которое никем не обжалуется, с администрации муниципального образования городской округ «Охинский» в пользу Гвоздевой А.С. взысканы судебные расходы. В кассационной жалобе представитель истицы Репкин А.А. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований истицы. Считает, что суд не проверил довод истицы о том, что заявление от 10 августа 2010 года о выдаче ей жилищного сертификата в 2011 году было повторным, тогда как первое заявление она подавала в администрацию МО ГО «Охинский» 25 февраля 2010 года. Просит учесть, что суд первой инстанции не принял решение по требованию истицы о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в 2011 году, вместе с тем суд отказал в удовлетворении требования о восстановлении истицы на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера, которого она не заявляла. Представитель администрации муниципального образования городского округа «Охинский» Меркушова С.В. и представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области Никульникова Е.В. в кассационных жалобах просят отменить решение в части удовлетворения требования истицы, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Считают, что подача истицей предварительной заявки в мае 1996 года не являлась основанием для ее включения в очередь на получение субсидии, такое решение могло быть принято лишь по результатам рассмотрения заявления на получение субсидии на строительство или приобретения жилья и необходимых для этого документов, которые были представлены Гвоздевой А.С. только в марте 2008 года. Не соглашаются с выводом суда о нарушении органом местного самоуправления пункта 2 Примерного перечня и форм необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (далее по тексту – Примерный перечень), разработанного Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 03 марта 1994 года № БЕ-19-6/3), ссылаясь на рекомендательный характер указанного документа. Просят учесть, что постановлением Губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201, на нарушение которого также сослался суд, не установлены сроки рассмотрения предварительных заявок и принятия по ним решений, а также то обстоятельство, что информация об условиях и порядке регистрации граждан для постановки на учет для получения жилищных субсидий, о необходимости представить заявление и пакет документов, регулярно публиковалась в газете «Сахалинский нефтяник», однако истица не проявляя интереса к судьбе своей предварительной заявки, до марта 2008 года бездействовала, что свидетельствовало об отсутствии у нее намерения оформить документы, необходимые для предоставления социальных выплат на приобретение жилья. Возражая против удовлетворения кассационной жалобы Репкина А.А., представитель администрации муниципального образования городского округа «Охинский» Меркушова С.В. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца Репкина А.А. - без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, заслушав объяснения Гвоздевой А.С., поддержавшей жалобу своего представителя и возражавшей против удовлетворения жалоб ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 № 1278, действовавшим на день подачи истицей предварительной заявки на предоставление субсидии, было утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья. Пунктами 1, 2 и 4 Положения был определен порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, в соответствии с которым субсидии предоставлялись гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право. При этом право на получение субсидии предоставлялось только тем гражданам, уровень месячного дохода которых в расчете на одного члена семьи не превышал предела, устанавливаемого органом, за счет средств которого предоставляются субсидии. В пункте 5 Положения были указаны категории граждан, имеющих право претендовать на предоставление субсидий, к которым относились в том числе лица, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет. В соответствии с пунктами 1 и 2 Примерного перечня и форм необходимых документов, представляемых гражданами при подаче заявок на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (далее по тексту – Примерный перечень), разработанного Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и Министерством финансов Российской Федерации во исполнение указанного выше постановления Правительства РФ (письмо от 03 марта 1994 года № БЕ-19-6/3), представитель семьи, желающей получить субсидию на строительство или приобретение жилья, должен был представить в орган, предоставляющий субсидию, в том числе орган местного самоуправления, предварительную заявку. К предварительной заявке должны были прилагаться документы, подтверждающие право на получение субсидии, указанные в форме № 1, в том числе копия решения органа местного самоуправления или администрации и профсоюзной организации предприятия, организации, учреждения, подтверждающая принятие на учет по улучшению жилищных условий гражданина, подающего заявку с указанием даты постановки на учет. Удовлетворяя требование истицы о возложении на администрацию муниципального образования городского округа «Охинский» обязанности включить истицу в список граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с датой постановки на учет с 15 мая 1996 года, суд в решении указал, что Гвоздева А.С. имеет право на ее включение в указанный список со дня подачи предварительной заявки, поскольку при ее рассмотрении орган местного самоуправления в нарушение пункта 2 Примерного перечня и постановления Губернатора Сахалинской области от 30 июня 1994 года № 201 не сообщил Гвоздевой А.С. в течение месяца своего решения о подтверждении ее права на подачу заявления на получение субсидии, либо о необходимости представления дополнительной информации или о мотивированном отказе в праве подачи заявления на получение субсидии. Однако с указанным выводом суд кассационной инстанции согласиться не может по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 15 мая 1996 года Гвоздева А.С. действительно обратилась в орган местного самоуправления Охинского района с предварительной заявкой на получение субсидии для строительства или приобретения жилья как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера более 10 лет. Из анализа приведенных правовых актов, регулирующих спорное правоотношение, следует, что на день обращения Гвоздевой А.С. с предварительной заявкой безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья предоставлялись только тем гражданам, в том числе проработавшим не менее 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые состояли на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, или имели в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовали это право. Между тем, материалами дела и объяснениями Гвоздевой А.С. в суде кассационной инстанции подтверждается, что истица на день подачи предварительной заявки лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не являлась, и не состояла на соответствующем учете. В связи с чем при принятии предварительной заявки Гвоздевой А.С. у органа местного самоуправления отсутствовали основания для принятия решения о подтверждении ее права на подачу заявления на получение субсидии. То обстоятельство, что орган местного самоуправления не сообщил Гвоздевой А.С. об отсутствии у нее права на подачу заявления на получение субсидии, не может служить основанием для возложения на него обязанности включить истицу в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, с 15 мая 1996 года. Кроме того суд первой инстанции не учел, что сама по себе подача предварительной заявки на получение субсидии без предоставления необходимых документов права на включение гражданина в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии, не порождает. Нормативное регулирование порядка учета граждан для получения жилищных субсидий изменялось в течение ряда лет. Так с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» этот порядок был определен постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 и постановлено привести списки граждан, имеющих право на получение субсидий, в соответствие с утвержденным Положением, после чего, как следует из материалов дела, 23 августа 2003 года в газете «Сахалинский нефтяник» администрация города Охи и района довела до населения сообщение о перерегистрации граждан для получения жилищной субсидии, указав ее время и место, а также перечень необходимых документов, которые необходимо представить. Как подтверждается материалами дела и не оспаривается самой истицей, копии документов, необходимых для постановки на учет граждан для получения жилищных субсидий были ею представлены не в мае 1996 году, а только в марте 2008 года. Не подлежала Гвоздева А.С. включению в список граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья, с 15 мая 1996 года и в силу того, что на день подачи предварительной заявки не достигла пенсионного возраста. При таких обстоятельствах суд первой инстанции без законных на то оснований возложил на администрацию муниципального образования городского округа «Охинский» обязанность включить истицу в список граждан-пенсионеров, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья с датой постановки на учет с 15 мая 1996 года, в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательствах, судебная коллегия принимает по делу новое решения об отказе в удовлетворении указанного требования. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба представителя истицы Репкина А.А. – без удовлетворения. Довод жалобы о том, что суд не исследовал обстоятельства, связанные с датой подачи Гвоздевой А.С. заявления о предоставлении субсидии в 2011 году, как и другие доводы жалобы Репкина А.А., материалами дела не подтверждаются, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного решения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-361, пунктами 3-4 части 1 статьи 362 и статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Охинского городского суда от 3 июня 2011 года в удовлетворенной части требований истицы отменить. Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать Гвоздевой А.С. в иске к администрации муниципального образования городской округ «Охинский» о восстановлении на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, с 15 мая 1996 года. В остальной части решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истицы Репкина А.А. – без удовлетворения. Председательствующий Капкаун Т.И. Судьи - Загорьян А.Г. Исайкин А.Ю.