Судья Иголкина Л.В. Дело № 33-2340/2011 Докладчик Вишняков О.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 23 августа 2011 года город Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего Вишнякова О.В., судей Сахалинского областного суда Исайкина А.Ю. и Загорьян А.Г., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 16 о признании незаконным бездействия МОУ СОШ № 16 по непринятию мер по созданию надлежащих условий при осуществлении образовательного процесса и возложении обязанности на МОУ СОШ № 16 в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Приказа Министра обороны № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 года учебно-материальную базу, оборудовав школу предметным кабинетом «Основы безопасности жизнедеятельности»; спортивным городском с элементами полосы препятствий; стрелковым тиром или местом для стрельбы (электронный стрелковый тренажер); организовать подвод электроэнергии в кабинете физики к лабораторным столам учащихся исходя из требований п.2.4.4. СанПиН 2.4.2.1178-02; оборудовать кабинет иностранного языка лингафонными рецептивными установками; по кассационной жалобе представителя Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска Кругловой А.Ю. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 мая 2011 года, которым на администрацию МОУ СОШ № 16 возложена обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Приказа Министра обороны № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 года учебно-материальную базу школы, оборудовав школу предметным кабинетом «Основы безопасности жизнедеятельности»; спортивным городском с элементами полосы препятствий; стрелковым тиром или местом дли стрельбы (электронный стрелковый тренажер); организовать подвод электроэнергии в кабинете физики к лабораторным столам учащихся исходя из требований п.2.4.4. СанПиН 2.4.2.1178-02; оборудовать кабинет иностранного языка лингафонными рецептивными установками; с МОУ СОШ № 16 взыскана пошлина в доход государства в размере <данные изъяты>, подлежащая зачислению в местный бюджет. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия установила: 30 марта 2011 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с исковым заявлением к МОУ СОШ № 16 признании незаконным бездействия МОУ СОШ № 16 по непринятию мер по созданию надлежащих условии при осуществлении образовательного процесса и возложении обязанности на МОУ СОШ № 16 в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Приказа Министра обороны № 96 и Министра образования и науки РФ № 134 от 24.02.2010 года учебно-материальную базу. В обоснование иска указано, что прокуратурой города Южно-Сахалинска установлены в МОУ СОШ № 16 города Южно-Сахалинска нарушения требований СанПиН 2.4.2.1178-02 в части; отсутствия проводки к ученическим столам электроэнергии, отсутствия лингафонных рецептивных установок в кабинете иностранного языка, отсутствие предметного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности», спортивного городка с элементами полосы препятствий, стрелкового тира или места для стрельбы. В судебном заседании прокурор Ри А.С. иск поддержала; представители ответчика Жигало И.В. и Департамента образования города Южно-Сахалинска Круглова А.Ю. возражали против удовлетворения иска. Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель третьего лица Круглова А.Ю., в кассационной жалобе просит решение отменить и отказать в удовлетворении исковых требований прокурора, - ссылаясь на нарушение судом нормы процессуального права и неправильное применение нормы материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, материалам дела. Указывает, что суд при принятии решения по делу не дал надлежащую оценку доказательствам, представленным представителем Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска и представителем МОУ СОШ № 16. Полагает, что образовательное учреждение при составлении образовательной программы руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами. Настаивает, что ответчик в процессе своей деятельности реализует требования государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования в области обучения допризывной молодежи основам военной службы, получения начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности, приобретения навыков в области гражданской обороны, и ответчиком созданы условия необходимые для обучения в сфере военно-патриотического воспитания. Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав объяснения прокурора Ереминой Ю.В., судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 статьи 362 ГПК РФ, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Как следует из материалов дела, МОУ СОШ №16 действует на основании Устава, согласно которому Школа №16 является юридическим лицом. Содержание начального, основного и среднего (полного) образования в Школе определяется федеральными и региональными компонентами государственного стандарта образования, учебными программами, рекомендованными Министерством образования и науки РФ. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», федеральными государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», в образовательных учреждениях среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» предусмотрено, что граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны РФ. А Приказом Министра обороны РФ № 96 и Минобразования РФ № 134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», - предусмотрено, что обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования. Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, - предусматривает создание в учебных заведениях учебно-материальной базы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и ее совершенствование. Предусмотрено, что учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полос: препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Как следует из материалов дела, судом первой инстанции при удовлетворении заявленных прокурором требований не исследована рабочая учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» и инвентарный список нефинансовых активов МОУ СОШ №16,- в соответствии с которыми можно было бы определить наличие в Школе №16 учебно-материальной базы для обеспечения преподавания учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности», в том числе необходимых учебных пособий. Кроме того, судом первой инстанции не исследовался вопрос о том, что в соответствии с постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 15 апреля 2011 года № 595 «О проведении учебных сборов для учащихся общеобразовательных учреждений, проходящих подготовку по основам военной службы в 2011 году», - учебные сборы для учеников школ города Южно-Сахалинска состоялись в мае 2011 года на базе воинской части № 39 ОМСБр. В ходе сборов изучены: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. При вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не проанализированы положения пункта 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6октября1999года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»; а также положения пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 6октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части распределения обязанностей по финансированию реализации основных общеобразовательных программ; не привлечены в соответствии с положениями статей 40-41 Гражданского процессуального кодекса РФ, к участию в деле надлежащие соответчики, которые обязаны производить финансирование обязательств, заявленных прокурором в исковом заявлении. Также судом первой инстанции безосновательно не приняты во внимание доводы стороны ответчика о том, что СанПиН 2.4.2.1178-02 утрачивает силу с 1 сентября 2011 года, а заявленные прокурором требования не включены в новый СанПиН 2.4.2.2821-10, который введен в действие с 1 сентября 2011 года. Судом не проверено, какие денежные средства были выделены на 2010-2011 учебный год из бюджета муниципального образования и бюджета Сахалинской области в качестве субвенции на осуществление указанных прокурором требований; достаточны ли переданные средства для осуществления Школой №16 возложенных обязанностей. Кроме того, с учетом характера спорных правоотношений и заявленного прокурором искового заявления, суду первой инстанции в соответствии с положениями статей 40 и 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежало привлечь: администрацию и Департамент образования города Южно-Сахалинска, Правительство Сахалинской области в качестве соответчиков по заявленным прокурором требованиям и предложить сторонам предоставить суду доказательства надлежащего выполнения возложенных на каждого из них обязательств по финансированию рассматриваемых спорных правоотношений, - которым дать правовую оценку в решении, которое необходимо постановить в соответствии с обстоятельствами дела и законом. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Южно-Сахалинского городского суда от 10 мая 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Вишняков О. В. Судьи Сахалинского областного суда Исайкин А.Ю. Загорьян А.Г.