Судья Воробьев Е.А. Дело № 33-2076/2011 Докладчик Вишняков О.В. 2 августа 2011 года г.Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего Малеванного В.П., судей Сахалинского областного суда Капкаун Т.И. и Вишнякова О.В., рассмотрев гражданское дело по иску Охинского городского прокурора к директору муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 города Оха Гордеевой Т.В. и ОАО «Березка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм 2.4.5.2409-08 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45, по кассационной жалобе директора МБОУ СОШ № 5 г. Оха Гордеевой Т.В. на решение Охинского городского суда от 18 апреля 2011 года, которым бездействие директора МБОУ СОШ № 5 г. Охи Гордеевой Т.В., выразившееся в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения признано незаконным; на директора МБОУ СОШ № 5 г. Охи возложена обязанность в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями СаПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45; в удовлетворении исковых требований к ОАО «Берёзка» отказано; с директора МБОУ СОШ № 5 г. Охи Гордеевой Т.В. в доход бюджета МО ГО «Охинский» взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия установила: 4 февраля 2011 года Охинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к директору МБОУ СОШ № 5 г. Оха Гордеевой Т.В. о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.08 года № 45. В обоснование иска указано, что Охинской городской прокуратурой в МБОУ СОШ № 5 выявлено, что питание учащихся образовательного учреждения организовано не надлежащим образом. Так, в рацион учащихся не включены свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты; детям возрастной группы от 7 до 11 лет подается котлета массой 50 грамм, при рекомендуемой норме 80-120 грамм, гречка в количестве 100 граммов, при рекомендуемой массе гарнира 150-200 граммов; продолжительность перемен в период которых предусмотрен отпуск горячего питания учащимся также не соответствует требованиям СанПиН. Кроме того, в нарушение пункта 14.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 одним из работников пищеблока не пройден медицинский осмотр. Ссылаясь на положения Закона РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» и Устава МБОУ СОШ № 5 прокурор считает, что директор школы несет ответственность за ненадлежащую организацию питания учащихся и неправомерное бездействие, выразившееся в не приведении меню учащихся в соответствие с действующим законодательством. Определением от 28 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Березка» оказывающее услуги по обеспечению школы горячим питанием. В судебном заседании прокурор Александрова Я.Н. и представитель третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Охинском районе Горшенина Г.Г. исковые требования поддержали; директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Гордеева Т.В., представитель ОАО «Берёзка» Бортневская А.Г. с иском не согласились. Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует директор МБОУ СОШ № 5 г. Охи Гордеева Т.В., в кассационной жалобе просит его отменить и передать дело на новое рассмотрение в тот же суд. Полагает решение вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права. Ссылаясь на требования СанПиН 2.4.5.2409-08 и условия муниципального контракта от 23 декабря 2010 года заключенного МБОУ СОШ № 5 с ОАО «Березка» на предоставление услуг по организации питания детей, считает, что ответственность за ненадлежащую организацию питания несет ОАО «Березка», в связи с чем директор МБОУ СОШ № 5 является ненадлежащим ответчиком. В отзыве на кассационную жалобу начальник ТО Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Охинском районе Фришер Е.И. просит решение суда оставить без изменения. Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав объяснения прокурора Ереминой Ю.В., судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 статьи 362 ГПК РФ, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. В соответствии с частью 3 Указа Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года», одной из задач демографической политики РФ является организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей во всех типах образовательных учреждений. На основании пункта 19 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьи Закона Сахалинской области от 8 октября 2008 года № 98-30, «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе и администрация МО ГО «Охинский») наделяются государственными полномочиями Сахалинской области по обеспечению бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области; организации питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5-11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 6.8 и 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления администрации Сахалинской области от 26 декабря 2008 года № 417-па «Об утверждении порядка расходования субвенций из областного бюджета Сахалинской области на организацию питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», субвенция расходуется на обеспечение бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области, и организацию питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5 - 11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Питание предоставляется в течение учебного дня в горячем виде из расчета 600 рублей в месяц на одного ребенка. Таким образом, указанными нормативными актами на питание каждого ребенка указанной категории выделено в среднем по 30 рублей в день. Однако, согласно меню, разработанного в соответствии с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08, цена завтрака и обеда для ребенка 7-11 лет составляет в среднем 133,75 рублей, для ребенка 11-18 лет – 151,85 рублей (без накладных расходов). При этом, как следует из материалов дела, согласно муниципального контракта № 81/10 от 23 декабря 2010 года между ОАО «Березка» и Школой, финансирование организации питания детей, обучающихся в школе, производится за счет субвенций из областного бюджета Сахалинской области. В соответствии с пунктом 2.1.7 Договора о взаимоотношениях Школы с Администрацией МО ГО «Охинский» от 17 августа 2007 года, именно Администрация МО ГО «Охинский» обеспечивает своевременное финансирование Учреждения в соответствии с переданными полномочиями и утвержденным бюджетом на финансовый год. Приказом № 144-ОД от 22 апреля 2009 года Управления образования МО ГО «Охинский» установлены нормативы предоставления питания, финансируемые из расчета 30-70 рублей в день на ребенка. При удовлетворении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не проанализировал положения ч. 1 ст. 4 Закона Сахалинской области от 8октября2008г. №98-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Сахалинской области; обеспечение необходимыми материальными ресурсами; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, согласно положениям п.5 ст.19 Федерального закона от 6октября2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Судом не проверено, какие денежные средства были выделены на 2010-2011 учебный год из бюджета МО ГО «Охинский» и бюджета Сахалинской области в качестве субвенции на осуществление рассматриваемых государственных полномочий (в том числе с учетом возможного увеличения финансирования на 2011 год); достаточны ли переданные средства для осуществления МБОУ СОШ № 5 возложенных полномочий; сколько необходимо денежных средств для финансирования организации питания учащихся. Кроме того, с учетом характера спорных правоотношений и заявленного прокурором искового заявления, суду первой инстанции в соответствии с положениями статей 40 и 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежало привлечь: администрацию МО ГО «Охинский», управление образования МО ГО «Охинский», юридическое лицо – МБОУ СОШ № 5 города Охи, Правительство Сахалинской области в качестве соответчиков по заявленным прокурором требованиям и предложить сторонам предоставить суду доказательства надлежащего выполнения возложенных на каждого из них обязательств по финансированию рассматриваемых спорных правоотношений, - которым дать правовую оценку в решении, которое необходимо постановить в соответствии с обстоятельствами дела и законом. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила: решение Охинского городского суда от 18 апреля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд. Председательствующий Малеванный В.П. Судьи Сахалинского областного суда Капкаун Т.И. Вишняков О. В. . . . . . . . . . . . . . . . .