о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по выделению денежных средств для организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа `Город Южно-Сахалинск`



Судья Катюха А.А. Дело № 33-591/2011

Докладчик Вишняков О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 марта 2011 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Усольцевой И.В.,

судей Сахалинского областного суда Прокопец Л.В. и Вишнякова О.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах несовершеннолетних учащихся общеобразовательных учреждений городского округа «Город Южно-Сахалинск» к администрации города Южно-Сахалинска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по выделению денежных средств для организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа «Город Южно-Сахалинск»,

по кассационной жалобе представителя администрации г. Южно-Сахалинска Семеновой О.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2010 г., которым

на администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность принять меры по выделению не менее 2992194 рублей (исходя из продолжительности учебного года 9 месяцев) для организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства и выделить денежные средства для организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа «город Южно- Сахалинск» на 2010-2011 учебный год; в удовлетворении оставшихся исковых требований отказано.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

13 августа 2010 года прокурор города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних учащихся общеобразовательных учреждений городского округа «Город Южно-Сахалинск» к администрации города Южно- Сахалинска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по выделению денежных средств для организации питания в общеобразовательных учреждениях городского округа «Город Южно-Сахалинск» на учебный год 2010-2011.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Южно-Сахалинска проведена проверка соблюдения законодательства при организации питания учащихся из малообеспеченных и неблагополучных семей в общеобразовательных учреждениях города Южно-Сахалинска, - которое не соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», согласно которым питание предоставляется в течение учебного дня в горячем виде из расчета 600 рублей в месяц на одного ребенка. Согласно утвержденному Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области и Департаментом образования администрации по г. Южно-Сахалинску меню, цена завтрака для ребенка 7-10 лет составляет в среднем 77 рублей, для ребенка 11-17 лет - в среднем 87 рублей, цена обеда для учащихся 7-10 лет - в среднем 156 рублей; 11-17 лет - в среднем 180 рублей. Мэром города Южно-Сахалинска издано Постановление № 271 от 3 марта 2009 года, согласно которому дотация на одного ребенка в месяц составит 200 рублей, - однако увеличение средней стоимости горячего завтрака на 10 рублей в день на одного ребенка недостаточно для организации питания в соответствии с действующими требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

Прокурор считает, что исходя из количества учащихся, обучающихся в общеобразовательных учреждениях города (7211 человек - учащиеся 1-4 классов и 1397 учащихся 5-11 классов) из числа малоимущих и неблагополучных семей, для организации полноценного горячего питания необходимо увеличить финансирование на указанные цели в общей сумме на 332466 рублей в месяц; на период учебного года в 9 месяцев - 2992194 рубля. Указывает, что принимаемые администрацией города Южно-Сахалинска меры не в полном объеме обеспечивает удовлетворение потребности учащихся в получении горячего питания, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, при этом иные меры органами местного самоуправления с целью решения данной проблемы не принимаются.

В судебном заседании помощник прокурора Ри А.С. на удовлетворении иска настаивал; представители администрации города Южно-Сахалинска Палестинова Н.Ф. и Криулькин Б.Н.; представитель третьего лица - Правительства Сахалинской области Таланова И.В. иск не признали.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель администрации города Южно-Сахалинска Семенова О.Г., в кассационной жалобе просит его отменить в удовлетворенной части, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Отмечает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий переданных органам местного самоуправления осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право, но не обязанность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и в порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования. Соответственно муниципальное образование самостоятельно принимает решение, использовать ли и в каком размере собственные средства для осуществления отдельных государственных полномочий, в том числе полномочий по организации питания в общеобразовательных упреждениях городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав объяснения представителя администрации города Южно-Сахалинска Семеновой О.Г., настаивавшей на доводах кассационной жалобы, а также возражения прокурора Кисленко И.Л., судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 статьи 362 ГПК РФ, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с частью 3 Указа Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года», одной из задач демографической политики РФ является организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей во всех типах образовательных учреждений.

На основании пункта 19 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьи Закона Сахалинской области от 8 октября 2008 года № 98-30, «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе и администрация г.Южно-Сахалинска) наделяются государственными полномочиями Сахалинской области по обеспечению бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области; организации питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5-11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 6.8 и 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления администрации Сахалинской области от 26 декабря 2008 года № 417-па «Об утверждении порядка расходования субвенций из областного бюджета Сахалинской области на организацию питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», субвенция расходуется на обеспечение бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области, и организацию питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5 - 11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Питание предоставляется в течение учебного дня в горячем виде из расчета 600 рублей в месяц на одного ребенка.

Решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 19 ноября 2008 года № 1311/56-08-3 «Об утверждении Программы адресной социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа «г.Южно-Сахалинск» на 2009-2011 годы», дополнительно на организацию питания учащихся 1-4 классов и учащихся 5-11 классов из малообеспеченных и неблагополучных семей выделены средства из расчета 10 рублей в день на ребенка (200 рублей в месяц).

Таким образом, указанными нормативными актами на питание каждого ребенка указанной категории выделено в среднем по 40 рублей в день (цена горячего завтрака). Однако, согласно утвержденного Управлением Роспотребнадзора по Сахалинской области и Департаментом образования администрации по городу Южно-Сахалинску перспективного меню, разработанного в соответствии с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08, цена завтрака для ребенка 7-10 лет составляет в среднем 77 рублей, для ребенка 11-17 лет - 87 рублей, цена обеда для учащегося 7-10 лет - 156 рублей, для учащегося 11-17 лет - в среднем 180 рублей.

Согласно проведенного прокурором расчета, для организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях городского округа «Город Южно- Сахалинск» по состоянию на май 2010 года - 8608 человек (из них 7211 учащихся 1-4 классов и 1397 учащихся 5-11 классов) из числа малоимущих и неблагополучных семей, - необходимо увеличить финансирование на 332 466 рублей в месяц. Исходя из периода продолжительности учебного года 9 месяцев, на учебный год необходимо дополнительные средства в сумме не менее 2 992 194 рублей.

При удовлетворении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не проанализировал положения части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 8октября2008г. №98-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Сахалинской области; обеспечение необходимыми материальными ресурсами; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, согласно положениям п.5 ст.19 Федерального закона от 6октября2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Судом не проверено, какие денежные средства были выделены на 2010-2011 учебный год из бюджета МО «Город Южно-Сахалинск» и бюджета Сахалинской области в качестве субвенции на осуществление рассматриваемых государственных полномочий (в том числе с учетом возможного увеличения финансирования на 2011 год); достаточны ли переданные средства для осуществления администрацией МО «Город Южно-Сахалинск» возложенных государственных полномочий; сколько необходимо денежных средств для финансирования организации питания учащихся из малообеспеченных и неблагополучных семей муниципального образования – на оставшийся после вынесения судебного акта период учебного года.

Кроме того, с учетом характера спорных правоотношений и заявленного прокурором искового заявления, суду первой инстанции в соответствии с положениями статей 40 и 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежало привлечь Правительство Сахалинской области в качестве соответчика по заявленным прокурором требованиям и предложить сторонам предоставить суду доказательства надлежащего выполнения возложенных на каждого из них обязательств по финансированию рассматриваемых спорных правоотношений, - которым дать правовую оценку в решении, которое необходимо постановить в соответствии с обстоятельствами дела и законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 8 ноября 2010 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий Усольцева И.В.

Судьи Сахалинского областного суда Прокопец Л.В.

Вишняков О. В.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.