о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения



Судья Воробьев Е.А. Дело № 33-2074/2011

Докладчик Вишняков О.В.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2011 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Малеванного В.П.,

судей Сахалинского областного суда Капкаун Т.И. и Вишнякова О.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Охинского городского прокурора к директору МБОУ СОШ № 3 города Охи Бутко С.Г. и ОАО «Березка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45,

по кассационной жалобе директора МБОУ СОШ № 3 г. Оха Бутко С.Г. на решение Охинского городского суда от 19 апреля 2011 года, которым

бездействие директора МБОУ СОШ № 3 г. Охи Бутко С.Г., выразившееся в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения признано незаконным; на директора МБОУ СОШ № 3 г. Охи возложена обязанность в течение 14 дней со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.08 года № 45;

в удовлетворении исковых требований к ОАО «Берёзка» отказано; с директора МБОУ СОШ № 3 г. Оха Бутко С.Г. в доход бюджета МО ГО «Охинский» взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

4 февраля 2011 года Охинский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к директору МБОУ СОШ № 3 г. Оха Бутко С.Г.о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, возложении обязанности в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить питание учащихся школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 года № 45.

В обоснование иска указано, что Охинской городской прокуратурой в МБОУ СОШ № 3 выявлено, что питание учащихся образовательного учреждения организовано не надлежащим образом. Так, в рацион учащихся не включены свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты; детям возрастной группы от 7 до 11 лет подается котлета массой 50 грамм, при рекомендуемой норме 80-120 грамм, гречка в количестве 100 граммов, при рекомендуемой массе гарнира 150-200 граммов; продолжительность перемен в период которых предусмотрен отпуск горячего питания учащимся также не соответствует требованиям СанПиН. Ссылаясь на положения Закона РФ «Об образовании» и Устава МБОУ СОШ № 3 прокурор считает, что директор школы несет ответственность за ненадлежащую организацию питания учащихся и неправомерное бездействие, выразившееся в не приведении меню учащихся в соответствие с действующим законодательством.

Определением от 29 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Березка» оказывающее услуги по обеспечению школы горячим питанием.

В судебном заседании прокурор Александрова Я.Н. и представитель ТО Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Охинском районе Горшенина Г.Г. исковые требования поддержали; директор МБОУ СОШ № 3 г. Оха Бутко С.Г., представитель ОАО «Берёзка» Бортневская А.Г. с исковыми требованиями не согласились.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует директор МБОУ СОШ № 3 г. Оха Бутко С.Г., в кассационной жалобе просит его отменить и передать дело на новое рассмотрение. Полагает решение вынесенным в нарушение норм материального и процессуального права. Ссылаясь на требования СанПиН 2.4.5.2409-08 и условия муниципального контракта от 23 декабря 2010 года заключенного МБОУ СОШ № 3 с ОАО «Березка» на предоставление услуг по организации питания детей, считает, что ответственность за ненадлежащую организацию питания несет ОАО «Березка», в связи с чем директор МБОУ СОШ № 3 является ненадлежащим ответчиком по делу.

В отзыве на кассационную жалобу начальник ТО Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области в Охинском районе Фришер Е.И. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность принятого решения, заслушав объяснения прокурора Ереминой Ю.В., судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене по основаниям, предусмотренным п. 2 ч.1 статьи 362 ГПК РФ, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

В соответствии с частью 3 Указа Президента РФ от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года», одной из задач демографической политики РФ является организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей во всех типах образовательных учреждений.

На основании пункта 19 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статьи Закона Сахалинской области от 8 октября 2008 года № 98-30, «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе и администрация МО ГО «Охинский») наделяются государственными полномочиями Сахалинской области по обеспечению бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области; организации питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5-11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области.

Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 6.8 и 6.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Постановления администрации Сахалинской области от 26 декабря 2008 года № 417-па «Об утверждении порядка расходования субвенций из областного бюджета Сахалинской области на организацию питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», субвенция расходуется на обеспечение бесплатным питанием учащихся начальных классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также детей из малоимущих семей и семей коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, проживающих на территории Сахалинской области, и организацию питания детей из малоимущих семей и детей группы риска из неблагополучных семей, обучающихся в 5 - 11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений Сахалинской области. Питание предоставляется в течение учебного дня в горячем виде из расчета 600 рублей в месяц на одного ребенка.

Таким образом, указанными нормативными актами на питание каждого ребенка указанной категории выделено в среднем по 30 рублей в день. Однако, согласно меню, разработанного в соответствии с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08, цена завтрака и обеда для ребенка 7-11 лет составляет в среднем 133,75 рублей, для ребенка 11-18 лет – 151,85 рублей (без накладных расходов) – л.д.93.

При этом, как следует из материалов дела, согласно договора на организацию питания обучающихся № 03/10 от 1 января 2011 г. между ОАО «Березка» и Школой, финансирование организации питания детей, обучающихся в школе, производится на основании Постановления Главы МО ГО «Охинский» от 10.09.08 г. № 359. В соответствии с аналогичным Договором № 03/10 от 30 августа 2010 года между ОАО «Березка» и Школой, финансирование организации питания детей, обучающихся в школе, производится за счет субвенций из областного бюджета Сахалинской области. Приказом № 144-ОД от 22.04.09 г. Управления образования МО ГО «Охинский» установлены нормативы предоставления питания, финансируемые из расчета 30-70 рублей в день на ребенка.

При удовлетворении заявленных прокурором требований суд первой инстанции не проанализировал положения ч. 1 ст. 4 Закона Сахалинской области от 8октября2008г. №98-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по организации питания детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях», органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Сахалинской области; обеспечение необходимыми материальными ресурсами; дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Кроме того, согласно положениям п.5 ст.19 Федерального закона от 6октября2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий.

Судом не проверено, какие денежные средства были выделены на 2010-2011 учебный год из бюджета МО ГО «Охинский» и бюджета Сахалинской области в качестве субвенции на осуществление рассматриваемых государственных полномочий (в том числе с учетом возможного увеличения финансирования на 2011 год); достаточны ли переданные средства для осуществления МБОУ СОШ № 3 возложенных полномочий; сколько необходимо денежных средств для финансирования организации питания учащихся.

Кроме того, с учетом характера спорных правоотношений и заявленного прокурором искового заявления, суду первой инстанции в соответствии с положениями статей 40 и 41 Гражданского процессуального кодекса РФ, надлежало привлечь: администрацию МО ГО «Охинский», управление образования МО ГО «Охинский», юридическое лицо – МБОУ СОШ № 3 города Охи, Правительство Сахалинской области в качестве соответчиков по заявленным прокурором требованиям и предложить сторонам предоставить суду доказательства надлежащего выполнения возложенных на каждого из них обязательств по финансированию рассматриваемых спорных правоотношений, - которым дать правовую оценку в решении, которое необходимо постановить в соответствии с обстоятельствами дела и законом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Охинского городского суда от 19 апреля 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий Малеванный В.П.

Судьи Сахалинского областного суда Капкаун Т.И.

Вишняков О. В.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.