о возмещении причинённых убытков



Судья – Мешалкин А.В. Дело № 33-2833/2011

Докладчик – Загорьян А.Г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 октября 2011 года г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Никулина В.А.,

судей Роговой Л.В. и Загорьян А.Г.,

при секретаре Остапенко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Константиновой Е.Г. к администрации муниципального образования Корсаковский городской округ, Правительству Сахалинской области, Агентству спорта, туризма и молодёжной политики Сахалинской области о возмещении причиненных убытков

по кассационной жалобе представителя истицы Ермаковой Т.Е. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения истца Константиновой Е.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебнаяколлегия

у с т а н о в и л а:

в обоснование заявленных требований Константинова Е.Г. указала, что её семья (истица, супруг и сын) являлись участниками областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства на 2006-2010 годы и на период до 2015 года». По условиям данной программы её семье полагалась жилищная субсидия, которая рассчитывается исходя из стоимости 54 кв.м. жилой площади в Сахалинской области. При стоимости одного квадратного метра жилой площади в Сахалинской области 41100 рублей, размер субсидии должен был составить <данные изъяты> рублей. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 285 от 13 мая 2006 года её семья имеет право на компенсацию стоимости приобретаемого жилья в размере 40% его стоимости, что составляет <данные изъяты> рублей. Однако 14 октября 2009 года администрацией г. Корсакова ей выдано свидетельство на право получения субсидии в размере <данные изъяты>, что составляет 22.1 %, при этом средств федерального бюджета предоставляемых её семье в свидетельство предусмотрено не было. Полагала, что выделенные из федерального бюджета средства для участников программы «Обеспечение жильём молодых семей» ответчиком распределены между всеми участниками программы не пропорционально, с нарушением положений постановления Правительства РФ № 285, что повлекло нарушение её прав. Уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика <данные изъяты> в качестве убытков, понесенных в связи с задолженностью по кредитному договору, заключенному ею для приобретения жилья, в связи с недополучением жилищной субсидии на указанную сумму.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены правительство Сахалинской области и Агентство спорта, туризма и молодёжной политики Сахалинской области.

В судебном заседании истица Константинова Е.Г. и её представитель Ермакова Т.Е. исковые требования поддержали.

Представители соответчиков администрации муниципального образования Корсаковский городской округ и Правительства Сахалинской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

В предыдущих судебных заседаниях представитель администрации муниципального образования Ганькевич В.Г. иск не признал.

В судебном заседании представитель Агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области Тимохина Е.Ю. иск не признала.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель истицы Ермакова Т.Е.

В кассационной жалобе заявительница просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования Константиновой Е.П., полагая, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права и не применены нормы, подлежащие применению. В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 социальная выплата в целях реализации программы, предоставляется для молодой семьи имеющей одного ребенка, составляет не менее 40% расчётной стоимости жилья. В Законе Сахалинской области от 29 июня 2006 года «Об областной целевой программе «Развитие массового жилищного строительства на 2006-2010 годы и на период до 2015 года» размер субсидии, предоставляемой молодой семье – участнику краевой программы, снижен от 1-30 % стоимости жилья (п. 6.5. Приложения № 5). В соответствии со статьями 72, 76 Конституции РФ, статьёй 2 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьёй 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принимаемые в рамках реализации программы на местном уровне нормативно-правовые акты должны соответствовать и не противоречить Постановлению правительства № 285. Несмотря на то, что указанные нормы Приложения № 5 областной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» не признавались незаконными в установленном законом порядке, суд вправе самостоятельно дать оценку такому нормативно правовому акту, и при выявлении несоответствия его положения федеральному законодательству принять решение в соответствии с законом.

Возражений на кассационную жалобу не поступило.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и судом неправильно применены нормы материального права.

Разрешая спор по существу, суд установил, что 25 июля 2008 года Константиновой Е.Г. подано заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 – 2010 годы и на период до 2015 года» (далее – подпрограмма). Согласно заявлению истица просила включить в список участников подпрограммы муниципального образования Корсаковского района молодую семью, состоящую из трёх человек (заявитель, супруг заявителя и ребенок), при этом предоставив копии паспортов, свидетельство о регистрации брака и свидетельство о рождении ребенка (том 1, л.д. 62). Постановлением главы муниципального образования Корсаковского района № 741 от 10 сентября 2008 года утвержден список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», в котором третьими указана семья Константиновых (том 1, л.д. 64-67). 14 октября 2009 года истицей мэру Корсаковского городского округа подано заявление с просьбой выдать Свидетельство на право получения социальной выплаты на приобретение жилья как участнику подпрограммы в соответствии с постановлением мэра от 24 августа 2009 года № 865 «Об утверждении списка молодых семей – претендентов на получение субсидии подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (том 1, л.д. 63). 14 октября 2009 года администрацией Корсаковского городского округа семье Константиновых выдано Свидетельство серии 09 № 128 о праве на получение на территории Сахалинской области субсидии на приобретение жилья на состав семьи из трёх человек в размере: за счёт средств областного бюджета <данные изъяты> рубль, за счёт средств бюджета муниципального образования <данные изъяты> рублей (том 1, л.д. 5).

Отказывая в удовлетворении искового требования о нарушении ответчиком порядка распределения денежных средств, в результате чего первым двум семьям средства федерального бюджета выделены в большем размере, а поэтому истице не хватило денежных средств, суд, дав анализ представленным по делу доказательствам, принимая во внимание Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285 (далее – Правила № 285), Соглашение между Министерством регионального развития Российской Федерации и администрацией Сахалинской области от 24 июля 2009 года, постановление администрации Сахалинской области от 2 сентября 2009 года № 352-па, проверив порядок предоставления субсидии, обоснованно пришел к выводу о соблюдении ответчиком требований законодательства при распределении денежных средств, поступивших из федерального бюджета.

Этот вывод суда судебная коллегия находит правильным, поскольку он основан на материалах дела и требованиях закона.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований Константиновой Е.Г. о взыскании недополученной суммы субсидии в размере <данные изъяты>, суд исходил из того, что поскольку лимит денежных средств из федерального бюджета на 2009 год составил чуть более 31 миллиона рублей, вместо планируемых 204 миллионов рублей, то администрация городского округа и агентство спорта, туризма и молодежной политики вправе были распределить неоприходованные денежные средства между семьями, претендовавшими на участие в указанном году на получение социальных выплат с учётом согласия на это семьи-претендента. Учитывая, что Константинова Е.Г. обратилась с заявление о выдаче ей свидетельства на получение социальной выплаты по программе обеспечения жильём без выделения для её семьи средств федерального бюджета, то права истицы не нарушены.

С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не соответствует обстоятельствам дела, изложенным в решении, и материалам гражданского дела, при этом судом не применён материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, без чего решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

Так, согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьёй 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещённые законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2007 года №333-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. При этом социальные выплаты на приобретение жилья из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации определены в размере не менее: 35процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей",-для молодых семей, не имеющих детей; 40процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями указанной подпрограммы,-для молодых семей, имеющих 1ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1ребенка и более (далее-неполные молодые семьи).

В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30 и 31 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам Российской Федерации для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Таким образом, получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилище", возможно путём участия в региональной и муниципальных программах.

Согласно пунктам «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Законом Сахалинской области от 7 июля 2006 года № 89-ЗО утверждена областная целевая программа «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года». В соответствии с паспортом указанной программы она реализуется на основе подпрограмм, в том числе и «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно статье 6.5 Приложения 5 подпрограммы, размер социальной выплаты за счёт средств областного бюджета составляет не более тридцати процентов от расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы.

Постановлением главы муниципального образования Корсаковского района от 10 сентября 2008 года № 742 утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильём молодых семей». Согласно статьи 2 муниципальной целевой программы, она базируется на подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и предусматривает создание системы поддержки молодых семей, желающих постоянно проживать на территории муниципального образования Корсаковского района, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов на территории муниципального образования и стимулирования положительных тенденций в изменении демографической ситуации в муниципальном образовании. В соответствии со статьёй 4 муниципальной целевой программы источниками финансирования программы являются средства местного бюджета, которые предусматриваются решением представительного органа местного самоуправления в бюджете муниципального образования Корсаковского района на соответствующий год, направляемые на поддержку молодых семей при приобретении жилья, в размере до 10% от расчетной (средней) стоимости жилья.

Учитывая, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, предусмотрен размер социальной выплаты не менее 40 % расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами,- для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более (п. 9), при этом доля средств федерального бюджета принимается в размере 10 %, а из бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов не менее 30 % - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более (п. 24), то вывод суда о том, что права истицы на получение социальных выплат применительно к положениям Правил № 285 не нарушены, основан на неправильном применении закона. Поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене, а доводы кассационной жалобы заслуживают внимания.

Поскольку все юридически значимые по делу обстоятельства установлены на основании имеющихся в материалах дела доказательствах, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным в указанной части вынести новое судебное решение.

Как следует из материалов гражданского дела, истицей 25 июля 2008 года подано заявление на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 – 2010 годы и на период до 2015 года», предоставив при этом все необходимые документы, содержащие сведения о составе семьи, возрасте претендентов, наличии несовершеннолетнего ребенка. Какие-либо данные подтверждающие несоответствие действительности представленных истицей сведений, органом местного самоуправления установлены не были. Не установлены и судом при рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности Константиновой Е.Г. и совершение ею противоправных действий, направленных на получение за счёт бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.

Исходя из приведенных выше правовых норм, основанием для получения гражданином субсидии является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи субсидии, возлагается на указанный орган местного самоуправления.

При таких объективно установленных обстоятельствах, доводы представителя агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, изложенные в возражениях на кассационную жалобу, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.

Будучи участником муниципальной подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», принятой в соответствии с областной целевой программой «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы Константиновой Е.Г. 14 октября 2009 года выдано Свидетельство о праве на получение субсидии. При этом расчётная стоимость жилья для семьи истицы, состоящей из трёх человек установлена в сумме <данные изъяты> рублей, а размер субсидии составил: за счёт средств областного бюджета <данные изъяты> рубль (12,2 % от расчетной стоимости), за счёт средств бюджета муниципального образования <данные изъяты> рублей (9,9%), средства из федерального бюджета не предоставлялись. Константиновой Е.Г. с привлечением заемных денежных средств банка приобретено жилое помещение по адресу <адрес>.

Учитывая, что общий размер субсидии не может быть менее 40 %, из которых 10 % - за счёт средств федерального бюджета, до 10 % - муниципального бюджета (ст. 4 муниципальной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей») и не более 30 % - областного бюджета (п. 6.5. Приложения 5 областной подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей»), принимая во внимание фактически полученный Константиновой Е.Г. размер субсидии, судебная коллегия полагает необходимым исковые требования удовлетворить частично, взыскав в её пользу с администрации муниципального образования Корсаковский городской округ за счёт средств муниципального бюджета сумму социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей (0,1% от расчётной стоимости), с Правительства Сахалинской области за счет средств областного бюджета - <данные изъяты> рублей (7,8%). В остальной части исковых требований отказать, поскольку отсутствуют правовые основания для взыскания с ответчиков социальной выплаты на приобретение жилья в большем размере.

На основании положения статей 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежат взысканию в пользу истицы, понесенные ею судебные расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2011 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Константиновой Е.Г. к администрации муниципального образования Корсаковский городской округ, Правительству Сахалинской области, Агентству спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области о взыскании недополученной суммы жилищной субсидии отменить.

Принять новое решение, которым взыскать в пользу Константиновой Е.Г. недополученную жилищную субсидию с администрации муниципального образования Корсаковский городской округ за счёт средств муниципального бюджета сумму социальной выплаты в сумме <данные изъяты> рублей и судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, с Правительства Сахалинской области за счет средств областного бюджета - <данные изъяты> рублей и судебные расходы в сумме <данные изъяты>.

В остальной части решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 13 июля 2011 года по данному делу оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий В.А. Никулин

Судьи Л.В. Рогова

А.Г. Загорьян