о возложении обязанности создать Единую дежурно-диспетчерскую службу согласно ГОСТ Р 22.7.01-99



Судья – Венек И.В. № 33-499/2012

Докладчик – Капкаун Т.И.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 февраля 2012 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

Председательствующего – Капкаун Т.И.

судей – Карпова А.В. и Литвиновой Т.Н.

при секретаре – Стародубцевой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности создать Единую дежурно - диспетчерскую службу согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

по кассационным жалобе представителя администрации городского округа «Поронайский» Кузнецовой Ж.Ю. и представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Поронайского городского суда от 25 октября 2011 года, которым на администрацию городского округа «Поронайский» возложена обязанность создать Единую дежурно-диспетчерскую службу согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

31 августа 2011 года Поронайский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать Единую дежурно- диспетчерскую службу в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», которая в муниципальном образовании фактически не создана, что противоречит федеральному законодательству и законодательству Сахалинской области.

В судебном заседании участвовавший в деле прокурор иск поддержал, представитель администрации городского округа «Поронайский» Кузнецова Ж.Ю. исковые требования не признала.

Судом принято приведенное выше решение, которое участвовавший в деле прокурор в кассационном представлении просит изменить, исключив из мотивировочной части решения ссылку на части 8 и 28 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и дополнив мотивировочную часть решения ссылкой на пункт 8 статьи 16 вышеуказанного закона, в которой указано, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Представитель администрации городского округа «Поронайский» Кузнецова Ж.Ю. в кассационной жалобе просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Просит учесть, что суд, применив положения статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», неверно определил статус муниципального образования городской округ «Поронайский», посчитав его поселением и неверно применил норму материального права, так как вопросы местного значения городского округа определены в статье 16 вышеуказанного закона. Обращает внимание на тот факт, что судом не дана оценка доводу ответчика о том, что в силу пункта 4 Указа Президента РФ № 1632 от 28 декабря 2010 года органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб до 31 декабря 2012 года. Ссылаясь на положения пунктов А 2., А 3.1., А 3.2. и А 3.3. Приложения А Порядка создания единой дежурно-диспетчерской службы, просит учесть, что суд не исследовал разработана ли головной организацией типовая документация по созданию единой дежурно-диспетчерской службы и направлена ли она в городской округ «Поронайский». Также просит учесть, что судом не исследовалась техническая возможность создания в городском округе «Поронайский» единой дежурно-диспетчерской службы в настоящее время, поскольку система 112 в городе Поронайске не подключена.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктами 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно подпунктам «г» и «з» пункта 2 статьи 11 и пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», к обязанностям органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органы управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года № 794 утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пунктом 11 которого установлено, что органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на муниципальном уровне являются - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В силу положений указанных норм создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 4 и 9 «Положения о Сахалинской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Администрации Сахалинской области от 19 октября 2005 года №189-па и Распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области на органы местного самоуправления возложена обязанность в срок до 1 декабря 2010 года создать на территории муниципальных образований постоянно действующие подразделения единой дежурно-диспетчерской службы.

Состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города, района в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации установлен государственным стандартом Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-99».

Порядок создания ЕДДС города установлен Приложением А к указанному ГОСТУ, согласно которому для создания ЕДДС проводится комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, в том числе разработка и утверждение необходимых правовых, организационно-методических и нормативно-технических документов, являющихся основой для создания, функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС. Основными этапами создания ЕДДС являются организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения, функционирования и развития ЕДДС (разрабатываются и утверждаются документы, в том числе, положения об Объединенной системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ) и ЕДДС города, инструкции об обмене информации ЕДДС и городскими ДДС и т.д.) и технический этап, на котором разрабатываются и внедряются программно-технические средства ЕДДС.

Разрешая заявленное прокурором требование, суд первой инстанции не проанализировал в совокупности приведенные нормы действующего законодательства и не учел, что ответчиком предпринимаются меры к созданию в муниципальном образовании ЕДДС, так 23 октября 2009 года принято постановление администрации ГО «Поронайский» № 532 «О создании единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Поронайского звена Сахалинской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории городского округа «Поронайский», которым утверждены Положение об указанной ЕДДС, Перечень ДДС, входящих в ЕДДС Поронайского звена.

Кроме того, суд первой инстанции не учел, что Указом Президента РФ № 1632 от 28 декабря 2010 года, органам местного самоуправления рекомендовано завершить создание ЕДДС муниципальных образований, разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы-112, до 31 декабря 2012 года.

При таких обстоятельствах, когда на день рассмотрения дела срок завершения формирования ЕДДС муниципального образования ответчиком не нарушен и им приняты организационные меры к формированию указанной службы, суд первой инстанции без достаточных на то оснований удовлетворил заявленное прокурором требование, в связи с чем принятое судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе прокурору в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-361, пунктами 3-4 части 1 статьи 362 и статьей 366 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), судебная коллегия

определила:

решение Поронайского городского суда от 25 октября 2011 года отменить.

Отказать Поронайскому городскому прокурору в удовлетворении иска о возложении на администрацию муниципального образования городского округа «Поронайский» обязанности создать Единую дежурно - диспетчерскую службу согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий Капкаун Т.И.

Судьи Карпов А.В.

Литвинова Т.Н.