о признании незаконным пункта 1 постановления мэра г. Южно-Сахалинска № 1137 от 08.07.2003 года, возложении на Правительство Сахалинской области обязанности выделить Администрации г. Южно-Сахалинска денежные средства...



Судья – Умнова М.Ю. Дело № 33-18/2012

Докладчик – Капкаун Т.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 января 2012 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Капкаун Т.И.

судей – Загорьян А.Г. и Шептуновой Л.П.

при секретаре – Остапенко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышенко Е.Ю. к Правительству Сахалинской области, Администрации города Южно-Сахалинска о признании незаконным пункта 1 постановления мэра города Южно-Сахалинска № 1137 от 8 июля 2003 года, возложении на Правительство Сахалинской области обязанности выделить Администрации города Южно-Сахалинска денежные средства в виде субвенции для приобретения для него квартиры, а на Администрацию города Южно-Сахалинска - обязанности приобрести на выделенные денежные средства жилое помещение размером не менее установленных социальных норм и предоставить его по договору социального найма истцу.

по кассационной жалобе истца на решение Южно-Сахалинского городского суда от 22 сентября 2011 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

пунктом 1 постановления мэра города Южно-Сахалинска № 1137 от 8 июля 2003 года «О закреплении жилой площади за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей» за Чернышенко Е.Ю., являвшимся сиротой, оставшимся без попечения родителей, была закреплена квартира <адрес>.

8 августа 2011 года Чернышенко Е.Ю. обратился в суд с иском о признании пункта 1 указанного постановления незаконным, ссылаясь на то, что закрепленное за ним жилое помещение относится к специализированному жилому фонду.

При этом истец просил возложить на Правительство Сахалинской области обязанность выделить администрации города Южно-Сахалинска денежные средства в виде субвенции для приобретения для него квартиры, а на администрацию города Южно-Сахалинска - обязанность приобрести на выделенные денежные средства жилое помещение размером не менее установленных социальных норм и предоставить его по договору социального найма истцу.

В судебном заседании Чернышенко Е.Ю. исковые требования поддержал, представитель Правительства и Министерства образования Сахалинской области Горбунова И.А., а также представитель администрации города Южно-Сахалинска У О.Е. иск не признали.

Представители администрации города Южно-Сахалинска Хон З.А. и третьего лица - Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска Скрыпченкова В.А. против удовлетворения иска не возражали.

Судом принято приведенное выше решение, которое Чернышенко Е.Ю. в кассационной жалобе просит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на обстоятельства, которыми он обосновывал свои исковые требования. Считает, что суд дал неверную оценку установленным по делу обстоятельствам и неправильно применил нормы материального права, признав правомерность закрепления за ним жилого помещения, являвшегося служебным, что подтверждается справкой Южно-Сахалинской КЭЧ от 9 марта 2003 года № 9, копия которой приобщена к делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Чернышенко Е.Ю. и его представителя Чернышенко И.В., поддержавших жалобу, судебная коллегия не находит оснований к ее удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21декабря1996года N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 1 статьи 9 Закона Сахалинской области от 15июня2005года N40-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Сахалинской области от 02.02.2009 N 3-ЗО) установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством),

имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Частью 2 статьи 9 Закона Сахалинской области от 15июня2005года N40-ЗО предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемной семье, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании образовательного учреждения профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также по возвращении из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются в соответствии с законодательством вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, по рыночным ценам за 1 квадратный метр жилья, сложившимся в населенном пункте Сахалинской области, по месту выявления и постановки на учет органом опеки и попечительства (далее - постановка на учет) ребенка.

Финансирование расходов, направленных на реализацию гарантий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного бюджета (часть 3 статьи 9).

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, доказательств, подтверждающих, что жилое помещение, закрепленное за Чернышенко Е.Ю. оспариваемым постановлением, относилось к числу служебных на день его закрепления, суду первой инстанции представлено не было, в связи с чем он пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению требования о признании указанного постановления в оспариваемой части незаконным.

Кроме того из материалов дела следует, что не относилось закрепленное за истцом жилое помещение к числу служебных и на день рассмотрения настоящего дела судом, что подтверждается договором социального найма данного жилого помещения, согласно которому 14 января 2011 года оно передано в социальный наем проживавшей в нем сестре истца И. (л.д.29).

Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку его право пользования закрепленным за ним жилым помещением после освобождения из мест лишения свободы обстоятельствами, на которые истец ссылался в обоснование иска, нарушено не было, в связи с чем отсутствуют и основания для обеспечения истца жилым помещением в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 9 Закона Сахалинской области от 15июня2005года №40-ЗО.

При таких обстоятельствах, когда решение судом принято в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорному правоотношению, и установленными по делу обстоятельствами, которым суд дал правильную правовую оценку, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований к ее удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360-361, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года), судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Чернышенко Е.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий Капкаун Т.И.

Судьи -                                                                                      Загорьян А.Г.

Шептунова Л.П.