об оспаривании решения городского Собрания от 27 мая 2009 года № 1513/63-09-3 `Об утверждении генерального плана села Ключи городского округа `Город Южно-Сахалинск` в части включения в границы села Ключи участков земель лесного фонда



. Дело № 33-106/2012

.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2012 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Прокопец Л.В.,

судей – Исайкина А.Ю., Минькиной И.В.,

при секретаре – Караваевой О.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора г.Южно-Сахалинска к Администрации г.Южно-Сахалинска и Городскому Собранию городского округа «Город Южно-Сахалинск» об оспаривании решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27 мая 2009 года №1513/63-09-3 «Об утверждении генерального плана села Ключи городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части включения в границы села Ключи участков земель лесного фонда, -

по кассационным жалобам представителя Администрации г.Южно-Сахалинска Цой Е.Х. и представителя Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска Серкова С.В. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 августа 2011 года, которым заявленные требования удовлетворены и постановлено:

Признать незаконным решение городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27 мая 2009 года №1513/63-09-3 «Об утверждении генерального плана села Ключи городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части включения в границы села Ключи участков земель лесного фонда.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

06 июня 2011 года прокурор г.Южно-Сахалинска обратился в суд с заявлением к Администрации г.Южно-Сахалинска о признании незаконным решения городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» (далее – городское Собрание ГО «Город Южно-Сахалинск») от 27 мая 2009 года №1513/63-09-3 «Об утверждении генерального плана села Ключи городского округа «Город Южно-Сахалинск» в части включения в границы села Ключи участков земель лесного фонда.

В обоснование заявленных требований он указал, что в результате принятия оспариваемого решения в границы сельского населенного пункта Ключи включены участки земель лесного фонда, площадью 9 га и 20 га. Данные участки расположены в квартале 114 Синегорского участкового лесничества Южно-Сахалинского лесничества в 3 зоне санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (санаторий «Синегорские минеральные воды»). Отметил, что в нарушение порядка, установленного п.1 ч.5 ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проект генерального плана с. Ключи не согласован с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Включение земельных участков земель лесного фонда в черту населенного пункта произведено без соблюдения требований земельного, лесного и градостроительного законодательства. Полагал, что спорные участки в составе земель лесного фонда незаконно включены в границы с.Ключи, чем причинен имущественный вред Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены городское Собрание ГО «Город Южно-Сахалинск» и Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН г.Южно-Сахалинска); в качестве третьего лица – Государственное казенное учреждение «Сахалинские лесничества» (далее – ГКУ «Сахалинские лесничества»).

В судебном заседании помощник прокурора Подвигина Т.В. заявленные требования поддержала.

Представители Администрации г.Южно-Сахалинска – Цой Е.Х., а также Богунова Н.В., которая одновременно является представителем ДАГУН г.Южно-Сахалинска, с иском не согласились.

Представитель городского Собрания г.Южно-Сахалинска - Славкина Е.А. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Сойкин А.В. просил исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица – ГКУ «Сахалинские лесничества», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором согласился с завяленными требованиями.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалуют представитель Администрации г.Южно-Сахалинска – Цой Е.Х. и представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска – Серков С.В., просят решение суда отменить.

В своей кассационной жалобе представитель Администрации г.Южно-Сахалинска указывает, что отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения незаконным. Отмечает, что генеральный план с.Ключи подготовлен и принят с соблюдением процедуры, предусмотренной статьями 23-28 Градостроительного кодекса РФ. Ссылается на то, что проект генерального плана разработан на основании постановления Администрации Сахалинской области от 01 ноября 2002 года №132-па, в соответствии с которым земли лесного фонда включены в границы населенного пункта. При этом границы с.Ключи не изменялись, включение земельных участков в границы населенного пункта либо исключение из границ не производилось. Обращает внимание, что расположенные на землях населенных пунктов земли рекреационного назначения не могут использоваться для иных целей. Полагает, что довод прокурора о причинении имущественного вреда РФ является несостоятельным, поскольку включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращения прав собственников этих участков.

В кассационной жалобе представитель ДАГУН г.Южно-Сахалинска – Серков С.В. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что суд применил ст.4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», не подлежащую применению при разрешении данного спора. Отмечает, что суд не учел нормы статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, определяющей порядок согласования генерального плана населенного пункта, а также положения Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Обращает внимание, что граница с.Ключи была определена в соответствии с постановлением Администрации Сахалинской области от 01 ноября 2002 года №132-па. Полагает, что проект поселковой черты, принятый до введения в действие действующего Градостроительного кодекса РФ, подлежит применению в качестве градостроительного документа на основании ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ. Считает, что при разработке и принятии генерального плана с.Ключи не требовалось согласование перевода из категории земель лесного фонда в категорию земель поселений. Утверждает, что прокурором выбран неверный способ защиты нарушенного права, реализация которого фактически влечет отмену генерального плана и лишает органы местного самоуправления права на территориальное планирование. Обращает внимание, что Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области не обладает полномочиями по вопросам перевода земель лесного фонда в земли поселений.

Письменных возражений на кассационные жалобы не поступило.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб в порядке п.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителя Администрации г.Южно-Сахалинска Цой Е.Х. и представителя ДАГУН г.Южно-Сахалинска Серкова С.В., а также представителя городского Собрания г.Южно-Сахалинска Славкину Е.А., поддержавших кассационные жалобы, мнение прокурора Ереминой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

В соответствии с п.1 ст.8 Земельного кодека РФ от 25 октября 2001 года №136-ФЗ – перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности – Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и законодательством РФ о градостроительной деятельности. Нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3).

Согласно п.2 ч.1 ст.25 Градостроительного кодекса РФ – проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок в составе лесного фонда, площадью 41.185 га, расположенный в южной части острова Сахалин на землях территории, подведомственной Администрации г.Южно-Сахалинска и Анивского района, в том числе земли Южно-Сахалинского лесничества – 12.942 га. Решением городского Собрания Городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27 мая 2009 года №1513/63-09-3 утвержден Генеральный план села Ключи городского округа «Город Южно-Сахалинск». Согласно материалам территориального планирования, в границы названного населенного пункта включены земельные участки земель лесного фонда, площадью 9 га и 20 га, расположенные в квартале 114 Синегорского участкового лесничества Южно-Сахалинского лесничества. Данные обстоятельства стороны в судебном заседании не оспаривали.

Руководствуясь положениями действующего законодательства и учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором г.Южно-Сахалинска требования и признал незаконным решение городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 27 мая 2009 года №1513/63-09-3 в части включения в границы села Ключи земельных участков земель лесного фонда, поскольку при подготовке Генерального плана не был соблюден установленный законом порядок, предусматривающий обязательное согласование проекта данного документа с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в связи с включением в границы населенного пункта Ключи, входящего в состав городского округа «Город Южно-Сахалинск», земельных участков из земель лесного фонда. Доказательств, подтверждающих проведение соответствующего согласования, перевод земель в установленном порядке в другую категорию, суду представлено не было и в ходе судебного разбирательства не установлено. Данные выводы суда основаны на правильном толковании и применении норм материального права, достаточно подробно и мотивированно изложены в решении, и с ними соглашается судебная коллегия.

Доводы кассационных жалоб о том, что границы села Ключи (с включением в них земель лесного фонда) определены постановлением Администрации Сахалинской области от 01 ноября 2002 года №132-па «Об утверждении поселковых черт (границ) сел Дальнее, Новая деревня, Ключи, Березняки, Старорусское, муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области», и при разработке проекта Генерального плана села Ключи установленные этим постановлением границы не изменялись, были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, обоснованно признаны судом несостоятельными. Пунктом 1 ст.8 Земельного кодекса РФ, введенного в действие 30 октября 2001 года, предусматривалось осуществление перевода находящихся в федеральной собственности земель лесного фонда в земли населенного пункта. Данных о соблюдении предусмотренной законом процедуры перевода спорных участков земель из одной категории в другую при принятии указанного постановления не имеется, что в силу п.3 ст.8 Земельного кодекса РФ влечет недействительность указанного акта в части отнесения спорных земель лесного фонда к категории земель населенных пунктов (переводе из одной категории в другую) и включения этих участков земель лесного фонда в границы села Ключи.

Иных доводов, помимо приводимых сторонами в подтверждение своей позиции по заявленным требованиям, и которые могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции, в кассационных жалобах не содержится.

При таких обстоятельствах судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационных жалоб, не находит оснований для их удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.347, ст.ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 31 августа 2011 года – оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя Администрации г.Южно-Сахалинска Цой Е.Х. и представителя Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска Серкова С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Прокопец Л.В.

Судьи: Исайкин А.Ю.

Минькина И.В.