о возложении обязанности принять в муниципальную собственность общежитие, внести сведения о праве муниципальной собственности на него в реестр и о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации



. Дело №33-1107/12

.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 апреля 2012 года г.Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Малеванного В.П.

судей областного суда Доманова В.Ю. и Исайкина А.Ю.

при секретаре Кислых А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Южно-Сахалинска в интересах Васильковой В.И., Базина А.В., Дорожкина А.Н. и Романцевой Т.А. к Администрации г.Южно-Сахалинска о возложении обязанности принять в муниципальную собственность общежитие, внести сведения о праве муниципальной собственности на него в реестр и о возложении обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющей организации

по кассационной жалобе представителя Администрации г.Южно-Сахалинска Альтгаузиной Е.Г.

на решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 декабря 2010 года, которым на Администрацию г.Южно-Сахалинска возложена обязанность принять в муниципальную собственность общежитие, расположенное <адрес>, внести сведения о праве муниципальной собственности муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» в отношении здания общежития в реестр (сводную опись) муниципального имущества муниципального образования «Город Южно-Сахалинск», провести в отношении общежития открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления общим имуществом в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Изучив материалы дела и заслушав доклад судьи Исайкина А.Ю., объяснения представителя Администрации г.Южно-Сахалинска Альтгаузина Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, участвующего в деле прокурора Еремину Ю.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

25 августа 2010 года прокурор г.Южно-Сахалинска в интересах Васильковой В.И., Базина А.В., Дорожкина А.Н. и Романцовой Т.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Южно-Сахалинска и Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска (далее – ДАГУН г.Южно-Сахалинска) о защите жилищных прав истцов.

В обоснование требований прокурор указал, что истцы проживают в жилых помещениях общежития <адрес>, ранее находившегося на балансе областного государственного малого предприятия «<данные изъяты>» (далее – ГМП «<данные изъяты>»). В ходе приватизации этого предприятия, собственником областного государственного имущества было принято решение о передаче общежития, как объекта социальной инфраструктуры, в муниципальную собственность МО «Город Южно-Сахалинск». До настоящего времени общежитие муниципальным образованием в собственность не принято и в Реестр муниципальной собственности МО «Город Южно-Сахалинск» не включено, что нарушает жилищные права истцов на приватизацию жилых помещений, заключение договоров социального найма, на обслуживание жилых помещений и общего имущества управляющей организацией.

По указанным основаниям, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, прокурор просил возложить на Администрацию г.Южно-Сахалинска обязанность принять в муниципальную собственность МО ГО «Город Южно-Сахалинск» спорный объект недвижимости, внести сведения о праве муниципальной собственности муниципального образования в отношении здания общежития в Реестр (сводную опись) муниципального имущества МО ГО «Город Южно-Сахалинск» и провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления общим имуществом в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора третьего лица на стороне истца привлечено открытое акционерное общество «Сахалиннеруд» (далее – ОАО «Сахалиннеруд», Общество).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор, истцы Романцова Т.А. и Базин А.В., представитель ОАО «Сахалиннеруд» Кузнецова Т.В. требования поддержали. Представитель Администрации г.Южно-Сахалинска Альгаузина Е.Г. с иском не согласилась. Остальные участвующие в деле лица и их представители в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует представитель Администрации г.Южно-Сахалинска Альтгаузина Е.Г., в кассационной жалобе просит его отменить. Считает, что принять спорное общежитие в муниципальную собственность возможно лишь с соблюдением порядка, установленного частью 11 статьи 154 Федерального закона от 5 мая 2004 года №122-ФЗ и решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 1 октября 2008 года №1253/54-08-3, при условии принятия уполномоченным лицом решения о передаче имущества и утверждения соответствующего перечня. Полагает, что суд необоснованно возложил на Администрацию МО ГО «Город Южно-Сахалинск» обязанность принять общежитие без соблюдения установленного порядка.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Судом установлено, подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами и не оспаривается участвующими в деле лицами, что здание <адрес> до настоящего времени используется в качестве общежития, в котором зарегистрированы и проживают истцы. Обслуживание здания на день обращения прокурора в суд осуществлялось ОАО «Сахалиннеруд». Здание не включено в реестры федеральной, областной или муниципальной собственности. Сведений о государственной регистрации прав на него в органах регистрации прав на объекты недвижимого имущества не содержится. До января 1993 года общежитие находилось в государственной собственности Сахалинской области и состояло на балансе ГМП «Кварцит». Решением Сахалинского комитета по управлению государственным имуществом от 22 января 1993 года №16 утвержден план приватизации ГМП «<данные изъяты>», содержащий сведения о передаваемом в муниципальнную собственность общежитии <адрес>. Постановлением мэра г.Южно-Сахалинска от 16 февраля 1993 года №390 ГМП «<данные изъяты>» на основании указанного выше решения преобразовано в АО «<данные изъяты>» (впоследствии реорганизовано в АООТ «<данные изъяты>», а затем в ОАО «Сахалиннеруд»). В соответствии с дополнительным соглашением от 21 мая 1993 года к договору купли-продажи акций АООТ «<данные изъяты>» от того же числа №204 Фонд имущества Сахалинской области передал общежитие <адрес> в полное хозяйственное ведение АООТ «<данные изъяты>». Пунктом 4 соглашения стороны договорились передачу общежития в муниципальную собственность проводить в соответствии с действующим законодательством. Письмом от 24 мая 2010 года ОАО «Сахалиннеруд» уведомило мэра г.Южно-Сахалинска о невозможности содержать здание общежития и прекращении его обслуживания с 1 июля 2010 год, предложив принять здание общежития <адрес> в муниципальную собственность. Письмом от 4 июня 2010 года №7196-014/03 ДАГУН г.Южно-Сахалинска генеральному директору ОАО «Сахалиннеруд» предложено для передачи общежития представить ряд документов, в том числе отсутствующие у предприятия документы о праве собственности на здание, в соответствии с «Порядком приема в муниципальную собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск» находящегося в федеральной собственности и государственной собственности Сахалинской области имущества и имущества хозяйствующих субъектов различных форм собственности», утвержденным решением городского Собрания г.Южно-Сахалинска от 1 октября 2008 года №1253/54-08-3.

Разрешая требования, суд пришел к выводу о том, что действия и требования ответчиков не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела, так как здание общежития уже находится в муниципальной собственности и потому подлежит включению в Реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» независимо от того, была ли произведена фактическая передача этого имущества в установленном правовыми актами порядке или нет.

Данный вывод основан на правильном применении к спорным правоотношениям и установленным по делу обстоятельствам норм права, регулирующих вопросы разграничения государственной собственности и передачи находящихся в государственной собственности объектов жилищного фонда, в том числе общежитий приватизируемых предприятий, в муниципальную собственность.

Так, Приложением №3 к действующему до настоящего времени Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты жилого фонда, в том числе общежития, при разграничении государственной собственности отнесены к объектам муниципальной собственности. При этом пунктами 2 и 5 указанного Постановления предусмотрена обязательная передача этих объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся.

Момент передачи объектов государственной собственности и возникновения права муниципальной собственности на него был урегулирован действовавшим до 12 июня 2006 года «Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и оформления прав собственности» (далее – Положение), утвержденным Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп. Согласно пунктам 9 – 11 Положения, объекты государственной собственности считались переданными в муниципальную собственность с момента принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о его передачи, а в случае отсутствия такого решения – по истечению двух месяцев с момента регистрации комитетом по управлению имуществом субъекта Российской Федерации Перечня подлежащего передаче в муниципальную собственность имущества. Обязанность по разработке такого Перечня и его передаче для регистрации в соответствующий комитет по управлению имуществом субъекта Российской Федерации возлагалась на комитеты по управлению имуществом города, района. Переданное имущество подлежало регистрации в соответствующем Реестре муниципальной собственности. При этом документами, подтверждающими право муниципальной собственности на переданные объекты являлось указанное выше Решение органа государственной власти, а в случае его отсутствия – зарегистрированный Перечень подлежащего передаче имущества.

Аналогичные правила были установлены «Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» (далее – Порядок), утвержденным действовавшим до 14 июля 2006 года постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года №235, урегулировавшим порядок передачи в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых в частную собственность предприятий.

Согласно пункту 3 названного постановления Правительства РФ, утверждение плана приватизации предприятия является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктом 5 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в месячный срок со дня принятия решения о передаче объекта в муниципальную собственность совместно с администрациями приватизируемых предприятий оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи имущества.

Согласно положениям приведенных правовых актов, передача технической документации на передаваемые в муниципальную собственность объекты и составление акта приема-передачи этих объектов не являлись определяющими в вопросах принятия передаваемых объектов в муниципальную собственность и момента возникновения права муниципальной собственности на них, а органы местного самоуправления не обладали правом отказать в принятии этих объектов в муниципальную собственность, безотносительно к тому, передавалась ли им техническая документация на эти объекты. При этом обязанность инициировать процедуру передачи имущества из государственной в муниципальную собственность возлагалась на органы местного самоуправления, а на предприятия, на балансе которых находились объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения возлагалась обязанность лишь способствовать органам государственной власти передающим имущество и органам местного самоуправления принимающим имущество в оформлении технической документации на передаваемые объекты.

Поскольку решение об утверждении плана приватизации МГП «<данные изъяты>» принято в период действия распоряжения Президента РФ от 18 марта 1992 года №114-рп, право муниципальной собственности на спорное здание общежития возникло с даты принятия этого решения 22 января 1993 года и подлежало регистрации в Реестре муниципальной собственности муниципального образования «Город Южно-Сахалинск» не позднее месяца с даты принятия указанного решения, независимо от процедуры передачи документации на этот объект.

Ссылки представителя Администрации г.Южно-Сахалинск о необходимости применения к спорным отношениям положений действующего с 1 января 2005 года пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и положений «Порядка приема в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск» находящегося в федеральной собственности и государственной собственности Сахалинской области имущества и имущества хозяйствующих субъектов различной формы собственности», утвержденного решением Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 1 октября 2008 года №1253/54-08-3, несостоятельны, так как к моменту введения в действие названных правовых актов спорное общежитие, в соответствии с приведенными выше обстоятельствами и нормами права, уже было передано в муниципальную собственность, независимо от того, что акт приема-передачи не составлялся и техническая документация на него не передавалась.

Изложенные в кассационной жалобе аналогичные доводы, а также основанные на положениях указанных правовых актов доводы о необходимости учитывать при передаче имущества волеизъявление муниципального образования, также не могут быть признаны состоятельными по тем же основаниям.

Кроме того, представителем ответчиков не представлено доказательств тому, что органы местного самоуправления МО «Город Южно-Сахалинск», в соответствии с действовавшим на период приватизации ГМП «<данные изъяты>» законодательством принимали меры к надлежащему оформлению процедуры приема общежития в муниципальную собственность (включало его в перечень подлежащего передаче в муниципальную собственность имущества, инициировало передачу объекта и технической документации на него) и она не была осуществлена вопреки воле ответчиков. Факт несовершения таких действий подтвержден представителем Администрации г.Южно-Сахалинска в судебном заседании суда кассационной инстанции и свидетельствует о незаконном бездействии ответчиков по исполнению требований законодательства, действовавшего на день передачи общежития в муниципальную собственность.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, содержания муниципального жилищного фонда относятся к вопросам местного значения городского округа.

При таких обстоятельствах, суд правильно указал в решении, что вопросы оформления передачи имущества в муниципальную собственность не взаимосвязаны с обязанностью органов местного самоуправления обеспечивать соблюдение жилищных прав граждан, а связанные с оформлением передачи прав действия (бездействие) органа местного самоуправления не должны эти права нарушать.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право граждан приватизировать жилые помещения распространяется только на жилые помещения, находящиеся в муниципальной или государственной собственности.

В силу части 1 статьи 60 и статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения определяющего право владения и пользования жилым помещением, условия найма, взаимные права и обязанности нанимателя и наймодателя жилого помещения, являются жилые помещения находящиеся в муниципальной или государственной собственности.

Согласно части 1 статьи 161 и части 1 статьи 163 Жилищного кодекса РФ, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, осуществляется управлением многоквартирным домом. Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования, устанавливается органом местного самоуправления.

Так как право муниципальной собственности на спорное общежитие до настоящего времени не зарегистрировано, что не позволяет проживающим в нем истцам реализовать свои права на приватизацию жилых помещений, на заключение договоров социального найма, на обеспечение благоприятных условий проживания в многоквартирном доме организацией управления им, суд пришел к правильному выводу об обоснованности доводов прокурора о нарушении жилищных прав истцов бездействием ответчика по регистрации права муниципальной собственности на спорное общежитие, удовлетворив заявленные требования.

Доводы в жалобе не основаны на правильном применении норм права к спорным отношениям и установленным по делу обстоятельствам, и потому выводы суда не опровергают и не влекут отмену обжалуемого решения. В этой связи судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 и 366 ГПК РФ, статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 2 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации города Южно-Сахалинск Альтгаузиной Е.Г. без удовлетворения.

Председательствующий Малеванный В.П.

Судьи Доманов В.Ю.

Исайкин А.Ю.