. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 апреля 2012 года г. Южно-Сахалинск Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе: председательствующего Вишнякова О.В., судей Сахалинского областного суда Карпова А.В. и Крылова Н.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению С.О. об обжаловании пункта 3.7 Положения о порядке комплектования воспитанниками МДОУ и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений города Южно-Сахалинска; по апелляционной жалобе С.О. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 1 февраля 2012 года, которым в удовлетворении заявленных требований С.О. отказано. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия установила: 8 декабря 2011 года С.О. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3.7 Положения о порядке комплектования воспитанниками МДОУ и ДООУ города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 440 от 25 марта 2011 года. В обоснование заявленных требований указано, что С.О., являясь матерью П. <данные изъяты> года рождения, 22 октября 2009 г. обратилась с заявлением в Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска о предоставлении места в детском саду. В связи с тем, что место в детском саду предоставлено не было, С.О. в 2010 и 2011 г. повторно обращалась в Департамент, который отказал в предоставлении ребенку места в детском саду, сославшись на пункт 3.7 Положения «О порядке комплектования воспитанниками ДОУ и ДООУ г. Южно-Сахалинска» от 25 марта 2011 г. № 440, ввиду отсутствия свободных мест. Указанное положение заявитель считает незаконным и нарушающим права ее ребенка на получение дошкольного образования. В судебное заседание С.О. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще; представитель заявителя Свирид Д.А. требования поддержал; представители администрации города Южно-Сахалинска с требованиями не согласились. Судом постановлено приведенное выше решение, которое обжалует С.О., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Отмечает, что суд первой инстанции не применил норму Конституции РФ как закона прямого действия и нормы международного права; ссылается на судебную практику иных регионов РФ в обоснование ее позиции по делу. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав настаивавшего на ее доводах представителя заявителя Свирид Д.А., а также возражения против удовлетворения жалобы от представителя администрации города Южно-Сахалинска Хон З.А., - суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения. Как следует из материалов дела, заявитель С.О. является матерью П. <данные изъяты> года рождения. 22 октября 2009 года Департаментом образования администрации города Южно - Сахалинска зарегистрировано заявление родителей П. о предоставлении ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, - однако до настоящего времени малолетний ребенок не обеспечен местом в дошкольном образовательном учреждении. В ответ на обращение заявителя от 15 сентября 2011 года на имя руководителя Департамента образования администрации города Южно-Сахалинска, - С.О. сообщено, что путевка для зачисления ее ребенка в дошкольное образовательное учреждение г. Южно-Сахалинска на 2011-2012 год не предоставлена ввиду отсутствия свободных мест в муниципальных дошкольных учреждениях г. Южно - Сахалинска. В ответе также указано, что П. находится в очереди на получение путевки и вопрос о ее выдаче будет повторно рассмотрен комиссией по комплектованию воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Южно - Сахалинска в порядке общей регистрации и даты подачи заявления в апреле 2012 года. При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно сослался на положения статьи 43 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В постановлении Конституционного суда РФ № 5-П от 15 мая 2006 года «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении к изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы», указано, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает, по смыслу статей 7, 19, 38, 43, 71, 72, 76 и 114 Конституции РФ, нормативное закрепление соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты РФ и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Положениями пункта 2 части 1 статьи 31, статей 9, 15, 16, 18 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. К основным общеобразовательным относится, в том числе, программа дошкольного образования; организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения - также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного, общего среднего; начального профессионального образования должны обеспечивать прием граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Постановлением Правительства РФ № 666 от 12 сентября 2008 года утверждено типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, - в соответствии с которым ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В соответствии с пунктами 8, 27, 28, 32 вышеуказанного Положения, основной структурной единицей школьного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет: от 2 месяцев от 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 лет. На основании анализа приведенного законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действующим федеральным законодательством закреплено право органов местного самоуправления на регулирование и упорядочение в пределах предоставленной компетенции и установленных минимальных федеральных стандартов, вопросов организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальных образований. Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № 440 от 25 марта 2011 г. утверждено действующее на территории г. Южно-Сахалинска Положение «О порядке комплектования воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений города Южно-Сахалинска»,- которым предусмотрен порядок комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных отделений общеобразовательных учреждений. Согласно положениям пунктов 2.1, 3.3, 3.6-3.8 и 7.1 вышеназванного Положения, выдача путевок (комплектование) в Учреждение осуществляется Комиссия по определению детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения города Южно-Сахалинска (далее по тексту – Комиссия) в сроки с 15 мая по 25 августа текущего года. Прием заявлений о постановке на регистрационный учет для зачисления ребенка в Учреждение, реализующее основную образовательную программу дошкольного образования, осуществляет Комиссия, в состав которой входят представители администрации г. Южно-Сахалинска; городского Собрания; Департамента образования г. Южно-Сахалинска; муниципальных дошкольных образовательных учреждений. При наличии (появлении) свободных мест осуществляется доукомплектование Учреждения в течение всего учебного года. Для направления ребенка в Учреждение родителю (законному представителю) выдается путевка установленного образца, которую он обязан в течение семи календарных дней с момента выдачи путевки предоставить руководителю Учреждения. Родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче путевки в Учреждение только при отсутствии свободных мест. Согласно протокола № 1 заседания Комиссии по определению детей в МДОУ и ДООУ города Южно-Сахалинска от 29 марта 2011 года, на 2011-2012 учебный год количество мест по городскому округу «Город Южно-Сахалинск» составило 1766 мест при потребности в дошкольном образовании детей возрастом от 2 до 7 лет - 4239 человек. В результате соблюдения очередности предоставления мест в дошкольных учреждениях, П. на 2011- 2012 учебный год путевка в детский сад предоставлена не была в связи с отсутствием свободных мест. Судом первой инстанции проведена подробная проверка комплектации сети дошкольных учреждений г. Южно-Сахалинска и установлено, что возможности доукомплектования имеющихся групп в дошкольных образовательных учреждениях (детских садах) не имеется, поскольку они укомплектованы до предельно допустимой нормы, установленной Постановлением Правительства РФ № 666 от 12 сентября 2008 года «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», превышение которой является недопустимым. При указанных обстоятельствах и на основании системного толкования перечисленного законодательства и с учетом характера спорных правоотношений, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных С.О. требований, поскольку пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренное пунктом 3.7 Положения «О порядке комплектования воспитанниками ДОУ и ДООУ г. Южно-Сахалинска» правило о том, что родителям может быть отказано в определении ребенка в дошкольное образовательное учреждение только при отсутствии свободных мест, - не является ограничением прав малолетних детей (их родителей) на доступ к дошкольному образованию; поскольку указанное положение направлено на упорядочение системы комплектования образовательных учреждений в целях соблюдения требований действующего законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности в дошкольных организациях. Доводы апелляционной жалобы нельзя признать состоятельными, поскольку они касаются обстоятельств, исследованных в судебном заседании с последующей их правовой оценкой в решении, с которой суд апелляционной инстанции соглашается. При таких данных, когда постановленное судом решение соответствует требованиям закона и основано на исследованных в судебном заседании обстоятельствах, имеющих значение для дела, а в апелляционной жалобе отсутствуют доводы, влекущие его отмену, суд апелляционной инстанции находит это решение законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 327- 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции определил: решение Южно-Сахалинского городского суда от 1 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу С.О. – без удовлетворения. Председательствующий Вишняков О.В. Судьи Сахалинского областного суда Крылов Н.А. Карпов А.В. . . . . . . . . . . . . . . .