о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета



. Дело № 33-1262/2012

.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2012 года город Южно-Сахалинск.

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего – Капкаун Т.И.

судей – Качура И.О. и Литвиновой Т.Н.

при секретаре судебного заседания – Меркушовой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.И. о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты Сахалинской области в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета

по апелляционной жалобе представителя заявителя Хмыза А.В. на решение Корсаковского городского суда от 15 февраля 2012 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Капкаун Т.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

15 декабря 2011 года П.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты Сахалинской области в предоставлении социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, сославшись на то, что он является ветераном боевых действий в Северо-Кавказском регионе, постановлением мэра Корсаковского городского округа от 7 февраля 2011 года № 121 признан малоимущим в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, а 16 мая 2011 года поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на получение жилья.

При этом заявитель просил учесть, что 10 августа 2011 года он обратился в Управление социальной защиты Корсаковского района с заявлением о предоставлении по Федеральному закону «О ветеранах» социальной поддержки в форме обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, на которое получил ответ об отсутствии к этому правовых оснований в связи с его постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года. Аналогичный ответ он получил 15 сентября 2011 года из Министерства социальной защиты Сахалинской области, куда он обратился за разъяснением.

В судебном заседании П.И. и его представитель Хмыз А.В. заявленное требование поддержали.

Представитель Министерства социальной защиты Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судом принято приведенное выше решение, которое представитель заявителя Хмыз А.В. в апелляционной жалобе просит отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Ссылаясь на неверно определенные судом обстоятельства, имеющие значение для дела, не соглашается с выводом суда о том, что П.И. не обращался в Министерство социальной защиты Сахалинской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в установленном порядке.

Просит учесть, что заявитель не имел физической возможности воспользоваться своим правом на предоставление социальной поддержки на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета до 1 января 2005 года в связи с тем, что удостоверение, подтверждающие право на получение данной льготы было выдано 12 июля 2004 года, а 22 сентября 2004 года в отношении П.И. было возбуждено уголовное дело.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя Хмыза А.В., поддержавшего жалобу, и возражения против ее удовлетворения представителя Министерства социальной защиты Сахалинской области Гуревича Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В силу статьи 16 вышеуказанного Федерального закона ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 23.2 Федерального закона Российской Федерации № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Закон Сахалинской области «О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим в Сахалинской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» № 51-ЗО от 18 мая 2006 года устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, проживающих в Сахалинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), а также вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу частей 1 и 2 статьи 3 вышеуказанного Закона Сахалинской области ежегодно по состоянию на 1 января текущего года исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований представляют в министерство социальной защиты Сахалинской области списки граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, оформленные с учетом хронологической последовательности постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления.

Формирование и корректирование сводных списков граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, осуществляется ежегодно министерством социальной защиты Сахалинской области.

Постановлением администрации Сахалинской области от 5 июня 2009 года № 208-па утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан, проживающих в Сахалинской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 2005 года.

В силу пункта 5 вышеуказанного Порядка для подтверждения права на получение субсидии и расчета ее размера гражданин или его законный представитель представляет в министерство социальной защиты Сахалинской области следующие документы:

5.1. Заявление на получение субсидии.

5.2. Копию документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт гражданина Российской Федерации; временное удостоверение личности, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы).

5.3. Копию документа об установлении инвалидности (справка медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности) либо удостоверение установленного образца при его наличии.

5.4. Справку о составе семьи с датой выдачи не позднее одного месяца до дня обращения.

5.5. Справки органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии жилья в собственности гражданина с датой выдачи не позднее шести месяцев до дня обращения.

5.6. Копии документов (свидетельство о браке, свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении), подтверждающих родственные отношения гражданина - получателя субсидии и лиц, указанных в качестве членов семьи, имеющей ребенка-инвалида.

5.7. Правоустанавливающие документы на жилое помещение (в том числе жилые помещения, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним), в котором зарегистрирован (проживает) получатель субсидии.

5.8. Документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки:

- документ, выданный органом местного самоуправления, подтверждающий неиспользование ранее права на обеспечение благоустроенным жильем за счет средств федерального или областного бюджетов;

- заверенную администрацией муниципального образования копию распорядительного документа органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий;

- справку органов местного самоуправления о прохождении получателем меры социальной поддержки перерегистрации в текущем году в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

5.9. Справку, подтверждающую, что жилье является неблагоустроенным, частично благоустроенным (для граждан, проживающих в неблагоустроенном или частично благоустроенном жилье).

5.10. Документ уполномоченного органа о том, что жилье является ветхим (непригодным для проживания) - для граждан, проживающих в ветхом (непригодном для проживания) жилье.

5.11. Обязательство о сдаче жилого помещения (для граждан, проживающих в специализированных жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов).

Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства и проанализировав нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, пришел к обоснованным выводам о том, что П.И. в Министерство социальной защиты Сахалинской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в установленном порядке не обращался, поэтому у последнего отсутствовала обязанность по принятию решения о предоставлении мер социальной поддержки или об отказе в таковом.

Как следует из содержания заявления П.И. от 6 сентября 2011 года, направленного в Министерство социальной защиты Сахалинской области, обеспечить его жильем за счет средств федерального бюджета как участника боевых действий он не просил и не приложил к заявлению ни одного документа, указанного в пункте 5 Порядка, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 5 июня 2009 года № 208-па.

Поскольку в своем заявлении П.И. просил разъяснить ему ответ исполнявшего обязанности начальника Управления социальной защиты Корсаковского района от 19 августа 2011 года, данный на его заявление от 10 сентября того же года, исполнявший обязанности министра социальной защиты Сахалинской области, рассмотрев заявление П.И. в порядке, установленном Федеральным законом РФ от 2мая2006года N59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», дал на него ответ, который обоснованно не признан судом первой инстанции отказом в предоставлении заявителю социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.

Довод жалобы о том, что этот вывод суда является неправомерным, основан на иной оценке установленных по делу обстоятельств, с которой суд апелляционной инстанции согласиться не может.

Другие доводы жалобы правового значения для дела не имеют, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения, принятого судом в соответствии с законом и представленными сторонами доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований к ее удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 327.1., пунктом 1 части 1 статьи 328 и статьей 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Корсаковского городского суда от 15 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заявителя Хмыза А.В. – без удовлетворения.

Председательствующий - Капкаун Т.И.

Судьи - Качура И.О.

Литвинова Т.Н.