о предоставлении жилого помещения



. дело № 33-1372/12

.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 мая 2012 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего- Малеванного В.П.

судей - Кривулько В.В. и Загорьян А.Г.

при секретаре- Коршунович П.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степновой Г.А., действующей также в интересах своей несовершеннолетней дочери О. к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о предоставлении жилого помещения

по кассационной жалобе представителя администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Поповой Е.А.

на решение Анивского районного суда от 14 марта 2011 года, которым исковые требования Степновой Г.А. удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» возложена обязанность предоставить в собственность Степновой О. и ее несовершеннолетней дочери О. жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнат, в черте села <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метра, взамен принадлежащей им квартиры по <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Степновой Г.А. о предоставлении квартиры на условиях мены жилых помещений отказано.

Изучив материалы, заслушав доклад судьи Малеванного В.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

31 января 2011 года Степнова Г.А., действующая также в интересах своей несовершеннолетней дочери О. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указала, что она и ее несовершеннолетняя дочь О. являются собственниками жилого помещения по адресу<адрес>. Актом межведомственной комиссии жилой дом, в котором располагается квартира истцов, признан непригодным для проживания, в связи с чем общим собранием собственников жилых помещений в доме было принято решение об участии в муниципальной программе «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании «Анивский городской округ» на 2009-2013 годы и на период до 2017 года и выведении дома из эксплуатации.

Администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» Степновой Г.А. было предложено жилое помещение во вновь построенном доме по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, состоящее из <данные изъяты> комнаты, тогда как принадлежащее истцам жилое помещение имеет общую площадь <данные изъяты> квадратных метров и состоит из <данные изъяты> комнат, в связи с чем Степновой Г.А. поставлены требования возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность предоставить ей и несовершеннолетней О. взамен имеющейся у них в собственности <данные изъяты> квартиры, равноценную <данные изъяты> благоустроенную квартиру, в соответствии с областной целевой программой «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года».

21 февраля 2011 года Степнова Г.А. уточнила исковые требования и просила возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность предоставить в собственность на условиях мены ей и несовершеннолетней О. взамен имеющейся у них в собственности <данные изъяты> квартиры, равноценную <данные изъяты> благоустроенную квартиру, в соответствии с областной целевой программой «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года».

В судебном заседании представитель истца Ли Г.О. иск поддержала.

Представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Попова Е.А. с иском не согласилась.

Степнова ГА.., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Попова Е.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает на неправильное применение судом норм материального права, поскольку дом, в котором располагается принадлежащее истцам жилое помещение, в установленном порядке не был признан непригодным для проживания. Решения о сносе дома ответчиком не принималось, в связи с чем у администрации муниципального образования «Анивский городской округ» не возникла обязанность предоставить истцам в собственность иное жилое помещение равнозначное имеющемуся у них в собственности.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Степнова Г.А. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в пределах доводов кассационной жалобы), заслушав объяснения представителей администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Поповой Е.А. и Матыциной Н.С., поддержавших кассационную жалобу, Степновой Г.А. и ее представителя Пархимович Э.А. возражавших против жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, количеством комнат. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше ранее занимаемой по количеству комнат.

Постановлением Администрации Сахалинской области от 31.12.2008 N 423-па ( в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утверждена областная целевая программа «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009 - 2013 годы и на период до 2017 года», из которой следует, что Программа определяет основные направления и мероприятия, позволяющие комплексно реализовать цели и задачи по обеспечению сейсмической безопасности населения, снижению социального, экономического и экологического ущерба от разрушительных землетрясений. Система программных мероприятий направлена на последовательное выполнение конкретных задач: от оценки сейсмической опасности территорий области до обеспечения сейсмостойкости жилых домов, эксплуатируемых зданий и сооружений.

Целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения Сахалинской области в условиях высокой сейсмичности, цунами, лавино- и селеопасности, создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Решение поставленных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных, финансовых мер и мероприятий по следующим основным направлениям:

- строительство новых сейсмостойких жилых домов взамен тех, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны.

Механизм реализации Программы предусматривает предоставление средств из областного бюджета:

- муниципальным образованиям Сахалинской области субсидий на инженерно-сейсмическое обследование жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, инженерные изыскания и разработку проектно-сметной документации на сейсмоусиление (строительство) жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (в том числе приобретение проектов), проведение первоочередных работ по сейсмоусилению (строительству) жилых многоквартирных домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в соответствии с Порядками отбора муниципальных образований, утвержденными Правительством области.

Объем финансовых средств, выделяемых из средств областного бюджета для предоставления субсидий муниципальным образованиям, предусматривается законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год по предложениям министерства строительства Сахалинской области в пределах, предусмотренных Программой.

Переселение граждан - нанимателей жилых помещений муниципального жилищного фонда при переселении из домов, сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно, в новые дома осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, устанавливающими нормы предоставления жилых помещений. При этом нормы предоставления жилых помещений не должны быть ниже нормы для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, для семьи из двух человек - 42 кв. метра, для семьи, состоящей из трех и более человек, - по 18 кв. метров на одного члена семьи. В зависимости от планировки предоставляемого жилья общая площадь фактически предоставленного жилья не должна превышать нормативную общую площадь жилого помещения более чем на 35 процентов.

При переселении граждан - собственников жилых помещений в домах, подлежащих переселению, им предоставляется жилое помещение, соответствующее площади квартиры, находящейся в их собственности, при этом в зависимости от планировки предоставляемой квартиры (квартир) превышение общей площади предоставляемого жилья не должно составлять более 35 процентов от общей площади ранее занимаемого жилья.

В последующем абзац седьмой раздела 5 Областной целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года» в редакции постановлений Правительства Сахалинской области от 06 декабря 2010 года №591 и от 21 апреля 2011 года №140. был изложен в следующей редакции.

При переселении граждан - собственников жилых помещений и предоставлении им взамен жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем переселению, другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданину - собственнику жилого помещения предоставляется жилое помещение, равноценное по количеству комнат и общей площади квартиры, находящейся в его собственности. При невозможности предоставления равноценной квартиры в зависимости от планировки предоставляемой квартиры (квартир) превышение общей площади предоставляемого жилья не должно составлять более 35 процентов от общей площади ранее занимаемого жилья. При этом количество комнат в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, при предоставлении жилого помещения большей площади не учитывается.

Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2012 года абзац седьмой раздела 5 Областной целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года» в части слов «При невозможности предоставления равноценной квартиры в зависимости от планировки предоставляемой квартиры (квартир) превышение общей площади предоставляемого жилья не должно составлять более 35 процентов от общей площади ранее занимаемого жилья. При этом количество комнат в жилом помещении, принадлежащем гражданину на праве собственности, при предоставлении жилого помещения большей площади не учитывается» признан недействующим.

При этом в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 февраля 2012 года указано, что различные подходы к решению вопроса о предоставлении жилого помещения взамен жилого помещения в жилом доме, подлежащем переселению, тем самым поставило в неравные условия перед законом одну и ту же категорию граждан-собственников имея ввиду возможность предоставления по областной целевой программе одним гражданам-собственникам квартиры, равноценной по количеству комнат и общей площади квартиры, находящейся в собственности граждан, а другим гражданам-собственникам жилья с существенным уменьшением жилой площади и количества комнат за счет увеличения общей площади квартиры. Указанное правовое регулирование нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом.

Следовательно при переселении граждан - собственников жилых помещений в соответствии с Областной целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года» и предоставлении им взамен жилого помещения, расположенного в доме, подлежащем переселению, другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданину - собственнику жилого помещения предоставляется жилое помещение, равноценное по количеству комнат и общей площади квартиры, находящейся в его собственности.

Как видно из дела Степнова Г.А. и О. являются собственниками жилого помещения по <адрес>, состоящего из <данные изъяты> комнат, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра.

Постановлением мэра Анивского городского округа от 05 октября 2010 года №1231-п «О предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданам по муниципальной целевой Программе «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в муниципальном образовании «Анивский городской округ» на 2009-2013 годы и на период до 2017 года», утвержденной решением Собрания городского округа от 12 февраля 2009 года, принято решение снести жилой дом, в котором располагается принадлежащая истцам квартира.

Взамен ответчиком была предложена Степновой Г.А. и О. однокомнатная благоустроенная квартира, от которой они отказались.

Поскольку в силу положений указанных норм, приняв решение о сносе дома, в котором находится принадлежащее истцам жилое помещения в рамках реализации целевой программы «Повышение сейсмоустойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Сахалинской области на 2009-2013 годы и на период до 2017 года» ответчик обязан предоставить истцам взамен жилое помещение равнозначное по количеству комнат ими занимаемому, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции о возложении на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанности предоставить в собственность Степновой Г. А. и ее несовершеннолетней дочери О. жилое помещение, состоящее из <данные изъяты> комнат, в черте <данные изъяты>, отвечающее установленным санитарным, противопожарным, градостроительным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метра.

Оснований к отмене принятого судом решения, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Анивского районного суда от 14 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Поповой Е.А.- без удовлетворения.

Председательствующий: Малеванный В.П.

Судьи: Кривулько В.В.

Загорьян А.Г.