Судья В.В. Копылов дело № 7адм-44/2010 Р Е Ш Е Н И Е 16 марта 2010 года город Южно-Сахалинск Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу законного представителя государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району Сомовой Елизаветы Валентиновны на постановление судьи Смирныховского районного суда от 19 февраля 2010 года, которым указанное учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья У С Т А Н О В И Л: территориальным отделением государственного пожарного надзора Смирныховского района в здании и помещениях государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району, расположенного по адресу: Сахалинская область, поселок Смирных, улица Маяковского, 5, 09 февраля 2010 года проведена проверка соблюдения правил пожарной безопасности. Определением главного государственного инспектора Смирныховского района по пожарному надзору от 09 февраля 2010 года в отношении указанного юридического лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное расследование по нему, по результатам которого 17 февраля 2010 года указанным должностным лицом в отношении названного учреждения составлен протокол об административном правонарушении. Согласно протоколу в помещениях государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июня 2003 года № 4838, и норм пожарной безопасности (НПБ110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, а именно: помещение архива не оборудовано автоматической установкой пожаротушения; эвакуационные выходы с первого и второго этажей закрыты на замки; путь эвакуации со второго этажа частично загроможден; на огнетушители не нанесены порядковые номера, не заведен на каждый огнетушитель паспорт по установленной форме, не заведены журналы; в помещениях и коридорах на окнах установлены глухие решетки; освещение эвакуационного выхода с первого этажа неисправно, корпуса выключателей разбиты; на двери чердачного помещения отсутствуют сведения о нахождении ключей. 17 февраля 2010 года указанный материал передан на рассмотрение в суд. Постановлением судьи Смирныховского районного суда от 19 февраля 2010 года государственное учреждение – отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей. На указанное постановление законным представителем государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району Сомовой Е.В. подана жалоба. По мнению автора жалобы, судьей при назначении наказания не учтено, что отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району является бюджетным учреждением, зависящим от государственных средств и не имеющим собственных источников дохода, что лишает руководство учреждения производить какие-либо работы по обеспечению пожарной безопасности, и затрудняет производство работ по устранению уже выявленных нарушений. В силу указанных обстоятельств, а также того, что помещение архива стало использоваться учреждением только с 12 декабря 2009 года, оно не было оборудовано пожарной сигнализацией. Отмечает, что часть нарушений пожарной безопасности была устранена немедленно после проведения проверки, а именно: открыты эвакуационные выходы с первого и второго этажей; на огнетушители нанесены порядковые номера и заведены соответствующие паспорта; на дверь чердачного помещения помещены сведения о нахождении ключей. При этом, не соглашается с выводом административного органа о загроможденности эвакуационного пути со второго этажа, поскольку между мебелью и оргтехникой, стоящей вдоль стен данного пути имеется расстояние, позволяющее свободно пройти к эвакуационному выходу. Обращает внимание на то, что замену глухих решеток на распашной вид на втором этаже здания предыдущим мероприятием по соблюдению технического состояния средств охранно-пожарной сигнализации предписано устранить в первом квартале 2010 года, в связи с чем вывод административного органа о нарушении указанных требований ранее этого срока считает необоснованным. Учитывая, что выданным в результате проведенной по данному делу проверки предписанием срок для устранения выявленных нарушений установлен с 05 марта по 04 июня 2010 года, считает, что привлечение учреждения к административной ответственности возможно лишь в случае неисполнения предписания в установленный срок. В этой связи считает, что назначенное учреждению наказание является чрезмерно суровым, не соответствующим выявленным нарушениям, потому просит судебное постановление отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району Данилюка В.Н., поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). В соответствии с пунктом 10 названных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическим установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. Нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Учитывая закрепленную приведенным выше законодательством обязанность государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району по обеспечению требований пожарной безопасности в находящихся у него в оперативном управлении здании и помещениях и выявленные в них в результате проверки нарушения указанных требований, которые в целом учреждением не оспариваются, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и с учетом характера нарушений, назначения помещений, правомерно определил наказание в виде административного штрафа в минимальном размере. Указание в жалобе на отсутствие у учреждения собственных финансовых средств, позволяющих ему своевременно производить работы по обеспечению пожарной безопасности, ответственность юридического лица, обязанного заблаговременно планировать указанные работы и их финансирование, не исключает. В этой связи факт направления письма в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области по вопросу финансирования монтажа и наладки средств охранно-пожарной сигнализации, в том числе и на автоматическую установку пожаротушения в архивном помещении, о принятии учреждением возможных мер к их соблюдению не свидетельствует. Доводы жалобы о передаче архива в пользование учреждения только в декабре 2009 года, а также об устранении ряда выявленных в результате проверки нарушений, не подтверждены соответствующими доказательствами. Указание в жалобе на необоснованное привлечение учреждения к ответственности за наличие в его помещениях на окнах глухих решеток в связи с тем, что срок на их замену определен 1 кварталом 2010 года является несостоятельным, поскольку предложение об их замене содержится в акте обследования технического состояния охранно-пожарной сигнализации, составленном отделом вневедомственной охраны при ОВД по городским округам «Поронайский» и «Вахрушев», и имеющем отношение к охране объекта, а не к соблюдению Правил пожарной безопасности в нем. Является несостоятельной и ссылка в жалобе на то, что привлечение учреждения к административной ответственности возможно лишь в случае неисполнения выданного ему предписания, поскольку предписание предоставляет юридическому лицу определенный срок для устранения выявленных нарушений, однако его вынесение не освобождает лицо от ответственности за факт установленных нарушений. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы законного представителя государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району не имеется. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: постановление судьи Смирныховского районного суда от 19 февраля 2010 года оставить без изменения, жалобу законного представителя государственного учреждения – отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Смирныховскому району Сомовой Е.В. – без удовлетворения. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова