производство по ч.2 ст.8.16 КоАП правомерно прекращено



Судья – О.И. Мигаль дело № 7адм-58/2010Р Е Ш Е Н И Е

02 апреля 2010 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протест военного прокурора гарнизона Горячие Ключи на постановление судьи Южно-Курильского районного суда от 27 февраля 2010 года, которым прекращено производство по делу о привлечении Толкачева Сергея Ивановича к административной ответственности по части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, статьи 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

У С Т А Н О В И Л:

10 декабря 2009 года старшим государственным инспектором Южно-Курильской государственной зональной инспекции государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации Медко А.А. в отношении капитана судна РШ «KITAMI MARY» Толкачева С.И. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное расследование по нему.

Основанием возбуждения производства по указанному делу явилось обнаружение на борту судна РШ «KITAMI MARY» водных биологических ресурсов – ежа морского серого в количестве 9 338 кг. и креветки травяной варено-мороженной в количестве 5 630 кг. в отсутствие документов, подтверждающих законность их нахождения на нем.

В результате проведения административного расследования 10 февраля 2010 года старшим государственным инспектором Южно-Курильской государственной зональной инспекции государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации Морозовым Э.В. в отношении Толкачева С.И. составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.16, частью 2 статьи 8.17, статьей 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением старшего государственного инспектора Южно-Курильской государственной зональной инспекции государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации Морозова Э.В. от 10 февраля 2010 года указанный материал передан на рассмотрение в суд.

Постановлением судьи Южно-Курильского районного суда от 27 февраля 2010 года производство по делу о привлечении Толкачева Сергея Ивановича к административной ответственности по части 2 статьи 8.16, части 2 статьи 8.17, статьи 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием в его действиях составов вменяемых административных правонарушений.

На постановление судьи военным прокурором гарнизона Горячие Ключи принесен протест, в котором он не соглашается с выводом судьи об отсутствии в действиях Толкачева С.И. составов вменяемых ему правонарушений, полагая, что факты нарушения им Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна объективно подтверждены материалами дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации Русских П.И., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Как следует из материалов дела судно РШ «KITAMI MARY» принадлежит компании ALLIANCE CO LTD (порт приписки PHNOM PENH, флаг BELIZE). 09 декабря 2009 года в территориальных водах Российской Федерации на нем хранились и  транспортировались водные биологические ресурсы и продукция из них.

Основанием для составления в отношении капитана названного судна Толкачева С.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось то обстоятельство, что указанное судно не было оснащено техническими средствами контроля и не зарегистрировано в системе связи и мониторинга, в связи с чем им не обеспечена целостность и полнота передачи данных судовых суточных донесений (ССД). В этой связи капитану Толкачеву С.И. вменяется нарушение пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 года № 226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов».

Вместе с тем, пункт 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации возлагает на Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству обязанность создать отраслевую систему мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов и не содержит какие-либо обязательства в отношении пользователей водными биологическими ресурсами. 

В этой связи оснований для привлечения Толкачева С.И. к ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением пункта 1 указанного Постановления не имеется.

Кроме того, применительно к части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Толкачеву С.И. вменяется не представление в нарушение пункта 7.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в ходе административного расследования по данному делу должностному лицу административного органа коносаментов (приемо-сдаточных квитанций), а также договора на оказание транспортных услуг по перевозке водных биологических ресурсов, апостилированного в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага 05 октября 1961 года).

В соответствии с пунктом 7.4 названных Правил при осуществлении промышленного рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов и/или продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и/или печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года).

Прекращая производство по делу в указанной части, судья указал на то, что этот вывод административного органа опровергнут представленными в судебном заседании по данному делу выпиской о выдаче 08 декабря 2009 года со склада креветки варено-мороженной в количестве 5 630 кг. и морского ежа в  количестве 9 135 кг., а также коносаментом. При этом, пришел к выводу о том, что апостелировать коносамент не требовалось, поскольку судно перевозило груз из одного порта Японии в другой и заходить в порты России не предполагало.   

Вместе с тем, из содержания приведенной нормы следует, что приемо-сдаточные документы должны храниться на борту судна.        

Как видно из материалов дела на момент проверки такие документы на судне отсутствовали и были представлены Толкачевым С.И. только в судебном заседании.

Однако, судья указанное обстоятельство оставил без внимания и не дал ему соответствующую правовую оценку.

При этом, судья верно указал на то, что требований относительно апостилирования договора на оказание транспортных услуг по перевозке водных биологических ресурсов Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, не содержит, поскольку она не распространяется на документы, имеющие прямое отношение к коммерческой операции.  

В соответствии с частью 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Основанием для составления в отношении Толкачева С.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой, явилось нарушение им пунктов 7.2 и 7.4 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, в частности, отсутствие на борту судна документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, промыслового журнала, заверенной судовладельцем схемы расположения и объемов трюмов, не направление в органы, контролирующие промысловую деятельность, судовых суточных донесений.

Прекращая в отношении него производство по делу в указанной части, судья верно указал на отсутствие в деле доказательств осуществления возглавляемым им рефрежераторно-транспортном судном добычи (вылова) водных биологических ресурсов.

Наряду с частью 2 статьи 8.17 и частью 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Толкачеву С.И. административным органом вменялась статья 18.6 названного Кодекса.

В соответствии с указанной нормой ответственность физических, должностных и юридических лиц предусмотрена за нарушение судами рыбопромыслового флота порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек) при пересечении внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации.

На момент составления в отношении Толкачева С.И. протокола об административном правонарушении порядок прохождения российскими и иностранными судами морских контрольных пунктов (точек) был установлен соответствующим положением, утвержденным совместным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 июня 2007 года №№ 311/324.  

В силу пункта 4 названного порядка старшие групп (при групповом плавании) или капитаны (при одиночном плавании) судов не позднее чем за 24 часа до пересечения внешней границы исключительной экономической зоны Российской Федерации или выхода из промыслового района, кроме перемещений в Охотском море, а также переходов между Петропавловско-Командорским и Северо-Курильским промысловыми районами, направляют информацию (радиограммой или по факсимильной связи) в координационные центры пограничных управлений ФСБ России по субъектам Российской Федерации (по направлениям) по принадлежности контрольных пунктов согласно Системе с указанием данных для группового и одиночного плавания по установленной форме.

Как следует из материалов дела судно РШ «KITAMI MARY» пересекло внешнюю границу исключительной экономической зоны Российской Федерации, однако согласно ответу начальника координационного отдела Сахалинского ПУБО ФСБ России от 09 февраля 2010 года № 21/764/2/2-43 информация о входе в исключительную экономическую зону и о прохождении морских контрольных пунктов (точек) в адрес координационного отдела Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России от капитана указанного судна Толкачева С.И. не поступала.

Прекращая производство по делу в указанной части, судья принял во внимание запись в судовом журнале судна РШ «KITAMI MARY» от 11 августа 2008 года № 01/003, в котором капитаном судна Толкачевым С.И. отражено, что 09 декабря 2009 года в 05 часов 40 минут в координатах 43°09.5" с.ш. 146°20.1" в.д. он пытался на русском и английском языках выйти на патрульное судно в морском контрольном пункте «Восток-6» на 16 УКВ канале, однако в связи с его отсутствием в точке контроля предупредить о мирном проходе не представилось возможным.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие наличие такого журнала на борту судна.

Более того, отраженные в нем координаты морского контрольного пункта «Восток-6» не соответствуют его координатам, отраженным в приложении № 2 к приказу № 311/324 (43°05.0" с.ш. и  146°15.0" в.д.).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации»  проход через территориальное море иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность Российской Федерации, если в территориальном море указанное судно осуществляет любой из следующих видов деятельности: любую деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов; любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу через территориальное море, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела судно РШ ««KITAMI MARY» осуществляло один из видов деятельности - транспортирование водных биологических ресурсов и двигалось в противоположном от места назначения груза направлении.

В этой связи без оценки указанных обстоятельств вывод судьи о прекращении производства по делу по статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является преждевременным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что по делу не установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, не позволивших судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи Южно-Курильского районного суда о прекращении в отношении Толкачева С.И. производства по делу по части 2 статьи 8.17 и статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а дело – в указанной части возвращению в Южно-Курильский районный суд на новое рассмотрение.  

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

                                               Р Е Ш И Л:

постановление судьи Южно-Курильского районного суда от 27 февраля 2010 года в части прекращения в отношении Толкачева С.И. производства по делу по части 2 статьи 8.17 и статье 18.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело в указанной части возвратить в Южно-Курильский районный суд на новое рассмотрение.

Это же постановление в части прекращения в отношении Толкачева С.И. производства по делу по части 2 статьи 8.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова