Судья А.В. Мешалкин дело № 71-68/2011 Р Е Ш Е Н И Е 10 июня 2011 года город Южно-Сахалинск Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Третьякова А.В. на постановление судьи Корсаковского городского суда от 6 мая 2011 года по делу о привлечении названного Комитета к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья У С Т А Н О В И Л: территориальным отделом надзорной деятельности Корсаковского района Главного управления МЧС России по Сахалинской области в общежитии комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, расположенном по адресу: город Корсаков Сахалинской области, <данные изъяты>, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. По данному факту государственным инспектором Корсаковского района по пожарному надзору Барановой И.В. 12 апреля 2011 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно протоколу в общежитии по указанному адресу выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, и норм пожарной безопасности (НПБ110-03) и НПБ (104-03), утвержденных приказами МЧС России от 18 июня 2003 года № 315 и от 20 июня 2003 года № 323. 13 апреля 2011 года указанный протокол направлен для рассмотрения в суд. Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 6 мая 2011 года комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде в размере <данные изъяты>. На указанное постановление защитником комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Третьяковым А.В. принесена жалоба, в которой он просит его отменить, не конкретизируя доводы несогласия с постановленным судебным актом. Проверив материалы дела, выслушав защитника комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Третьякова А.В., просившего исключить из постановления по делу нарушения, относимые к общежитиям, поскольку здание, расположенное по адресу: город Корсаков, <данные изъяты>, таковым не является, государственного инспектора Корсаковского района по пожарному надзору Баранову И.В., возразившую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. В силу части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 мая 2003 года № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды (пункт 1 Правил). В силу пункта 10 названных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В частности, такими нормативными документами являются нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) и нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03). Нормами пожарной безопасности НПБ 110-03 установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации, а НПБ 104-03 – требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также типы таких систем и перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. Нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет ответственность по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Как следует из материалов дела, общежитие, расположенное по адресу: город Корсаков, <данные изъяты>, передано в муниципальную собственность и включено в реестр муниципального имущества муниципального образования Корсаковский городской округ Сахалинской области на основании постановления мэра города и района от 10 июня 1998 года № 442 «О передаче жилого фонда и объектов коммунального хозяйства открытого акционерного общества «Корсаковская фабрика гофрированной тары». В этой связи оснований для применения к возникшим отношениям по пользованию данным жилым помещением положений статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма, и соответственно для вывода об утрате после его введения статуса общежития не имеется, поскольку жилое помещение по <данные изъяты> в городе Корсакове передано в муниципальную собственность не от государственного или муниципального предприятия (учреждения). Кроме того, согласно информации Комитета от 18 сентября 2009 года № 10-8893, указанное здание после введения Жилищного кодекса Российской Федерации в действие (1 марта 2005 года) продолжало числиться в списке общежитий города Корсакова. В установленном порядке статус общежития с указанного здания не снят. При таких обстоятельствах довод защитника комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа об отсутствии на момент проверки у указанного здания статуса общежития правомерно признан судьей несостоятельным. В соответствии с пунктами 1.1, 2.1.2 Положения о Комитете по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа, утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа от 23 марта 2009 года № 269, Комитет является органом администрации Корсаковского городского округа по управлению муниципальной собственностью, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, основными задачами которого являются управление и распоряжение объектами муниципальной собственности на территории округа, контроль за их сохранностью. Из материалов дела видно, что в здании общежития, расположенного по адресу: город Корсаков, <данные изъяты> выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности: помещения общежития не заблокированы автоматической пожарной сигнализацией (НБП 110-03); в здании отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара (НБП 104-03); отсутствует световое табло «ВЫХОД», «Запасный ВЫХОД» (п.61 ППБ 01-03); отсутствуют замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (п.57 ППБ 01-03); электрические лампы эксплуатируются со снятыми колпаками (п.60 ППБ 01-03); электропроводка выполнена вскрутку, без должной изоляции (п.57 ППБ 01-03); пожарные краны разукомплектованы и не проверены на водоотдачу п.п.89,91 ППБ 01-03); в помещениях недостаточно первичных средств пожаротушения – огнетушителей (п.108 приложения № 3 ППБ 01-03); отсутствуют индивидуальные спасательные устройства (комплект спасательного снаряжения или лестница навесная спасательная) из расчета 1 устройство на каждые 30 человек, находящихся на 5 этаже здания (п.129 ППБ 01-03). Указанные нарушения подтверждены собранными по делу доказательствами и не оспаривались Комитетом. При таких обстоятельствах судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действия комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку будучи собственником указанного жилого помещения, на которого законом возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, им не были приняты меры по соблюдению таких правил и норм. Не исключает ответственность Комитета и нахождение здания на обслуживании муниципального унитарного предприятия «Наш дом», поскольку доказательств тому, что в установленном порядке названная организация назначена ответственной за обеспечение пожарной безопасности в здании и на нее возложена такая ответственность, Комитет не представил. При таких данных, учитывая, что постановление судьи о привлечении Комитета к административной ответственности соответствует закону и установленным по делу обстоятельствам, оснований для его отмены не имеется. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: постановление судьи Корсаковского городского суда от 6 мая 2011 года оставить без изменения, жалобу защитника комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа Третьякова А.В. – без удовлетворения. Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова