28 апреля 2012 года город Южно-Сахалинск Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу А. и его защитника Фоломкина В.П. на постановление судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года по делу о привлечении А. к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья У С Т А Н О В И Л: 28 сентября 2011 года в 07 часов 05 минут сахалинского времени в координатах 45о45? северной широты и 143о13? восточной долготы в исключительной экономической зоне Российской Федерации вертолетом Ми-8 Федеральной службы безопасности России визуально обнаружено рыболовное судно, которое было идентифицировано как <данные изъяты> без флага принадлежности. На неоднократные запросы на 16 канале УКВ судно не отвечало. После предупредительной стрельбы судно было остановлено, на борт высадилась досмотровая группа и капитану дана команда следовать в порт Корсаков, где в этот же день в 20 часов 10 минут оно было досмотрено и опознано как судно <данные изъяты>, флаг Российская Федерации, порт приписки Корсаков, судовладелец - общество с ограниченной ответственностью «Буревестник», капитан А. При осмотре судна на его борту обнаружен серый морской еж в живом виде общим весом 1118,8 кг в 32 пластиковых корзинах, со слов капитана, перегруженный 27 сентября 2011 года около 19 часов сахалинского времени с борта неустановленного судна в районе южнее мыса Острый на удалении 4 кабельтовых от берега. Документы на находящиеся на борту судна биоресурсы отсутствовали. По данному факту 28 сентября 2011 года старшим государственным инспектором по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Анива-Корсаковской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России в отношении А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования по нему. По результатам административного расследования 28 ноября 2011 года старшим государственным инспектором по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Корсаковской государственной зональной инспекции Государственной морской инспекции Сахалинского пограничного управления береговой охраны Федеральной службы безопасности России в отношении А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно протоколу об административном правонарушении в вину капитану судна <данные изъяты> А. вменены нарушения статьи 19, 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ №166), пунктов 7.1,7.2,7.4,7.5,7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 года №671, приказа Федерального агентства по рыболовству от 14 июля 2008 года №50 «Об утверждении порядка оснащения судов техническими средствами контроля и их виды», выразившиеся в том, что 27 и 28 сентября 2011 года А., управляя судном, не оснащенным функционирующим техническим средством контроля, в отсутствие на борту судна сертифицированного оборудования для взвешивания принимаемого на борт улова биоресурсов, документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность: промыслового журнала, приемо-сдаточных документов, журнала подачи судовых суточных донесений, не направляя в контролирующие рыбный промысел органы судовые суточные донесения, осуществил прибрежное и промышленное рыболовство в части приемки, хранения и транспортировки в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации морского ежа в живом виде общим весом 1118,8 кг. Постановлением судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года А. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> (однократного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения). На постановление судьи А. и его защитником Фоломкиным В.П. принесена жалоба, в которой они просят об его отмене и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы ее авторы указывают, что А. не являлся работником судовладельца, а управлял судном на основании доверенности, в связи с чем не может нести ответственность как должностное лицо. Считают, что прибрежное и промышленное рыболовство является предпринимательской деятельностью, которую А. не осуществлял, поэтому привлечение его к ответственности необоснованно. Проверив материалы дела, выслушав А. и его защитника Фоломкина В.П., поддержавших жалобу, представителей Федерального государственного казенного учреждения «Сахалинское пограничное Рижское ордена Ленина управление береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации» Лисичкину И.А. и Даич И.А., возразивших против ее удовлетворения, заключение помощника военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона Прохорова О.И. о законности и обоснованности принятого судьей постановления, обсудив доводы жалобы и дополнительные доводы защитника, прихожу к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой. Как следует из материалов дела, А., управляя судном <данные изъяты>, 27 сентября 2011 года около 19 часов сахалинского времени в территориальном море Российской Федерации с неустановленного судна принял на борт судна улов – серого морского ежа в живом виде в размере 1118,8 кг, транспортировал его в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации до момента принудительной остановки судна 28 сентября 2011 года в 08 часов 15 минут. Согласно пунктам 9, 10, 10.1 статьи 1 Федерального закона №166 рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Промышленное рыболовство – это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. Прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации. Поскольку прибрежное и промышленное рыболовство представляет собой деятельность, которая не ограничивается рамками только добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судья пришел к обоснованному выводу о том, что приемка и транспортировка судном <данные изъяты> под управлением капитана А. водных биологических ресурсов в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации свидетельствует об осуществлении им прибрежного и промышленного рыболовства. Согласно статье 12.4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обязаны соблюдать правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования. Таким образом, осуществляя приемку и транспортировку водных биологических ресурсов, как самостоятельные элементы прибрежного и промышленного рыболовства, в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лицо, осуществляющее эти виды рыболовства, обязано соблюдать правила рыболовства. В соответствии с пунктами 7.1,7.2,7.4,7.5,7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 июля 2011 года №671, регламентирующих деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, пользователи обеспечивают выполнение требований по оснащению судов техническими средствами контроля (ТСК) на российских и иностранных судах и их исправной работе; обязаны иметь на судах сертифицированное оборудование для взвешивания улова с наличием сертификата; иметь на борту судов в исправном состоянии ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна, вести документацию, отражающую ежедневную деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов: промысловый журнал, приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием уловов водных биоресурсов; капитан судна обязан ежедневно подавать в установленном порядке судебные суточные донесения о рыболовной деятельности. Как следует из материалов дела и не оспаривается А., на судне <данные изъяты> отсутствовало сертифицированное оборудование для взвешивания принимаемого на борт улова биоресурсов, промысловый журнал, приемо-сдаточные документы, журнал подачи судовых суточных донесений, судовые суточные донесения в контролирующие рыбный промысел органы капитаном не направлялись, на судне не функционировало ТСК, обеспечивающее передачу информации о местоположении судна. При таких данных, в действиях капитана А., обладающего в силу статей 61 и 71 Кодекса торгового мореплавания организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями на судне и являющегося должностным лицом судовладельца, судья правомерно усмотрел нарушения вышеуказанных правил, регламентирующих осуществление рыболовства в территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, обоснованно квалифицировав его действия по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, к административной ответственности по указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях А. привлечен обоснованно. Наказание ему определено с учетом установленных по делу обстоятельств и в пределах санкции вменяемой статьи. Указание в жалобе на отсутствие оснований для привлечения А. к ответственности по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что самостоятельной деятельностью по извлечению прибыли, то есть промышленным рыболовством, он не занимался, является несостоятельным, поскольку А. действовал не от своего имени, а от имени общества с ограниченной ответственностью «Буревестник», осуществляющего предпринимательскую деятельность, и в связи с этим несет ответственность в качестве должностного лица. Отсутствие оформленного в письменном виде трудового договора либо приказа о его приеме на работу не влечет освобождение А. от ответственности как должностного лица, поскольку как следует из материалов дела он приступил к работе в должности капитана по устной договоренности с руководителем общества, а потому в силу статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации является работником данного общества. Ссылку защитника на то, что А. необоснованно вменено отсутствие на судне функционирующего ТСК, обязательного только для самоходных судов с главным двигателем мощностью более 55 киловатт и валовой вместимостью более 80 тонн, тогда как судно <данные изъяты> является маломерным, неимеющим таких технических характеристик, нельзя признать состоятельным. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона №166 промышленное рыболовство осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с частями 3 и 4 статьи 16 настоящего Федерального закона с использованием или без использования судов рыбопромыслового флота. Для осуществления промышленного рыболовства используются суда, которым предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля. Технические средства контроля в обязательном порядке устанавливаются на осуществляющие рыболовство самоходные суда с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой вместимостью более восьмидесяти тонн. Из приведенной нормы закона следует, что технические средства контроля устанавливаются не только на самоходные суда с вышеуказанными техническими характеристиками. В силу закона обязательным условием, позволяющим осуществлять промышленное рыболовство, куда входит приемка и транспортировка водных биоресурсов, является использование только таких судов, которые оснащены техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную передачу информации о местоположении судна. Ранее, в 2010 году судно <данные изъяты> под руководством капитана А. согласно разрешений осуществляло прибрежное рыболовство в части добычи морского гребешка, краба колючего и техническое средством контроля на судне имелось. Поскольку судно <данные изъяты> в 2011 году осуществляло промышленное рыболовство в виде приема и транспортировки водных биологических ресурсов, пользователь, независимо от технических характеристик судна, обязан был обеспечить выполнение требований по исправной работе технического средства контроля и передаче информации о местоположении судна. Иные доводы защитника также основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, выводов суда не порочат и отмену обжалуемого судебного постановления не влекут. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: постановление судьи Корсаковского городского суда от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу А. и его защитника Фоломкина В.П. – без удовлетворения. Судья Сахалинского областного суда Ю.А.Богомолова