устное разрешение пограничного органа на отход судна не свидетельствует соблюдении этим судном пограничного контроля при пересечении Государственной границы РФ



Судья – Д.М. Кондратьев дело № 7адм-225/10Р Е Ш Е Н И Е

12 ноября 2010 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Артёмова Евгения Яковлевича на решение судьи Северо-Курильского районного суда от 06 сентября 2010 года, которым постановление временно исполняющего обязанности коменданта пограничной комендатуры «Северо-Курильск» от 30 июня 2010 года о привлечении Артёмова Е.Я. к административной ответственности по части 1 статьи 18.1, части 1 статьи 18.1, части 1 статьи 18.1 и части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения.

Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

У С Т А Н О В И Л:

30 июня 2010 года старшим инструктором разведывательно-поисковой группы отдела пограничной комендатуры «Северо-Курильск» в отношении капитана судна <данные изъяты>, принадлежащего закрытому акционерному обществу <данные изъяты>, Артёмова Е.Я. составлен протокол о совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1, частью 1 статьи 18.1, частью 1 статьи 18.1 и частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу судно <данные изъяты> под управлением Артёмова Е.Я. 27-29 июня 2010 года вне установленных пунктов пропуска и без прохождения пограничного контроля пересекло Государственную границу Российской Федерации, в связи с чем им нарушены часть 4 статьи 9 и части 1, 5 статьи 11 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации».

Постановлением временно исполняющего обязанности коменданта пограничной комендатуры «Северо-Курильск» от 30 июня 2010 года за совершение каждого из административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Артёмов Е.Я. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Указанное постановление Артёмов Е.Я. обжаловал в суд.

Решением судьи Северо-Курильского районного суда от 06 сентября 2010 года постановление о привлечении Артёмова Е.Я. к административной ответственности оставлено без изменения.

На указанное решение Артёмовым Е.Я. принесена жалоба. В обоснование жалобы ее автор указывает на то, что оснований для привлечения его к административной ответственности по факту пересечения управляемым им судном государственной границы 27 июня 2010 года не имелось, поскольку выход из территориальных вод осуществлен им на основании разрешения пограничной службы на отход судна и в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О государственной границе». Соглашается с наличием в его действиях состава административного правонарушения по фактам нарушений, имеющих место 28 и 29 июня 2010 года в связи с тем, что при заходе в территориальное море и выходе из него он не получил разрешение пограничных органов на пересечение государственной границы. Однако полагает, что имеются основания для признания указанных нарушений малозначительными, поскольку им были предприняты меры по уведомлению пограничных органов и в результате его действий не наступили вредные последствия. В этой связи просит об отмене постановления по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Согласно частям 4, 14 названного Закона российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.

Российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации без перегрузки уловов водных биологических ресурсов на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, в случае ведения промысловой деятельности, целью которой является доставка уловов водных биологических ресурсов для реализации или производства из этих водных биологических ресурсов рыбной и иной продукции на территории Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля на основании разрешения пограничных органов. Указанным российским судам запрещаются выход в открытое море, заход в исключительную экономическую зону, в территориальное море, во внутренние морские воды иностранного государства, в иностранные порты и осуществление без соответствующего на то разрешения пограничных органов высадки (посадки) людей, выгрузки (погрузки) любых грузов, товаров, валюты, животных на иностранные суда, а также на российские суда, в отношении которых осуществлен пограничный контроль, за исключением случаев, когда это вызвано необходимостью спасания людей и судов или другими чрезвычайными обстоятельствами, о которых капитан судна незамедлительно информирует пограничные органы.

В силу частей 1 и 5 статьи 11 приведенного Закона пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.

Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации) и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Перечень иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, в силу части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, судно <данные изъяты> разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации не имеет.

Следовательно, на него распространяется общий порядок пропуска через государственную границу.

В период с 27 по 29 июня 2010 года указанное судно под управлением Артёмова Е.А., имея разрешение на осуществление промысловой деятельности в пределах территориального моря Российской Федерации, а в исключительной экономической зоне Российской Федерации только после прохождения пограничного и таможенного оформления, действуя на основании рейсового задания от 26 июня 2010 года № 2604/01 и следуя из порта Корсаков в портопункт Северо-Курильск с целью приемки и транспортировки водных биологических ресурсов, 4 раза произвело выход из территориального моря Российской Федерации и вход в него с пересечением Государственной границы Российской Федерации и заходом в исключительную экономическую зону Российской Федерации вне установленного пункта пропуска и без прохождения пограничного и иных видов контроля.

При таких обстоятельствах вывод о нарушении им правил пересечения государственной границы является правильным.

Указание в жалобе на отсутствие в действиях Артёмова Е.А. состава административного правонарушения по факту пересечения управляемым им судном государственной границы 27 июня 2010 года является несостоятельным, поскольку устное разрешение пограничного органа на отход судна, на которое ссылается Артёмов Е.А. в обоснование своей позиции, не свидетельствует о прохождении им пограничного контроля. Доказательств прохождения такого контроля Артёмов Е.А. в процессе производства по делу не представил, в объяснении подтвердил, что пограничный контроль в указанной точке он не проходил.

Предпринимаемые капитаном судна попытки уведомить пограничные органы о прохождении им государственной границы о соблюдении правил ее пересечения не свидетельствуют.

Не усматривается оснований и для признания совершенного Артёмовым Е.А. правонарушения малозначительным, поскольку вне зависимости от отсутствия неблагоприятных последствий, сам характер правонарушения представляет существенную угрозу общественным отношениям.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при назначения Артёмову Е.А. наказания правильно применены нормы материального права и не допущено нарушение норм процессуального права, оснований для отмены судебного постановления по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Северо-Курильского районного суда от 06 сентября 2010 года оставить без изменения, жалобу Артёмова Е.Я. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова