оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется



Судья А.В. Мешалкин дело № 72-87/2011

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2011 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Филиппова А.С. на решение судьи Корсаковского городского суда от 6 апреля 2011 года по делу о привлечении его к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Прилюдько Л.А. от 10 февраля 2011 года генеральный <данные изъяты> Филиппов В.С. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Указанное постановление он обжаловал в суд.

Решением судьи Корсаковского городского суда от 6 апреля 2011 года данное постановление оставлено без изменения.

На решение судьи Филипповым А.С. принесена жалоба. Автор жалобы полагает, что его действия неправильно квалифицированы по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку отходы от деятельности <данные изъяты> образовались от эксплуатации принадлежащего ему административного здания, автотранспорта и морских судов, несоблюдение экологических требований при эксплуатации которых образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 названного Кодекса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника Филиппова Проняева М.М., поддержавшего жалобу по изложенным в ней основаниям, государственного инспектора по охране природы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу Прилюдько Л.А., оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, <данные изъяты> имеет стационарные (от деятельности людей в здании офиса и на арендуемой прилегающей площадке) и передвижные (морские суда, автотранспорт) источники образования отходов производства и потребления, осуществляет накопление указанных отходов, выражающееся в их временном складировании до момента сдачи специализированным организациям на основании заключенных договоров.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Накопление отходов является одним из элементов обращения с отходами и выражается во временном складировании отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Таким образом, размещение на территории Федерального <данные изъяты> отходов производства и потребления, факт образования которых в результате осуществления им производственной деятельности подтвержден материалами дела, относится к накоплению отходов и соответственно к обращению с ними.

В силу статьи 11 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Как следует из материалов дела, в ходе производственной деятельности <данные изъяты> образуются следующие отходы производства и потребления: нефтесодержащие льяльные воды, промасленная ветошь, нефтяной шлам, отработанное масло, пластмасса, бытовой мусор, пищевые отходы с камбуза, сточно-фекальные воды, отработанные аккумуляторы и фильтры.

Указанные отходы относятся к различным классам опасности (II-V классы) и включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года № 786.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы указанных классов должен быть составлен паспорт.

Согласно части 3 статьи 18 приведенного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Из материалов дела видно, что <данные изъяты> не имеет согласованный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспорта на отходы II-IV класса опасности.

Таким образом, названное предприятие осуществляло свою производственную деятельность с нарушением экологических требований, установленных действующим законодательством.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку Филиппов В.С. является лицом, наделенным в установленном порядке организационно-распорядительными функциями на предприятии, он правомерно привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Накопление отходов в силу статьи 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и пункта 74 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию не подлежит.

Следовательно, оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Корсаковского городского суда по данному делу и переквалификации действий <данные изъяты> на статью 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

решение судьи Корсаковского городского суда от 6 апреля 2011 года оставить без изменения, жалобу Филиппова В.С. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова