нарушение правил пребывания в пограничной зоне влечет адм ответственность по ч.1 ст.18.2 КоАП



Судья – Т.П. Косыгина дело № 72-54/2011Р Е Ш Е Н И Е

18 апреля 2011 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Пискунова Н.В. рассмотрела в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Полонянкина А.Л. на решение судьи Южно-Курильского районного суда от 20 января 2011 года по делу о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив дело в полном объеме на основании статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

У С Т А Н О В И Л:

20 декабря 2010 года оперуполномоченным Службы в рабочем поселке Южно-Курильске Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России <данные изъяты> в отношении Полонянкина А.Л. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу Полонянкин А.Л., являясь пассажиром яхты <данные изъяты> WIND», находился в портпункте Южно-Курильск муниципального образования «Южно-Курильский район», в пределах которого установлена пограничная зона, без пропуска на право въезда и пребывания в пограничной зоне, чем нарушил статьи 16, 17 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» и пункт 1.1 Приказа ФСБ Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 458 «Об утверждении Правил пограничного режима».

Постановлением специалиста по административному производству Службы в рабочем поселке Южно-Курильске Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России от 27 декабря 2010 года <данные изъяты> за совершение указанного административного правонарушения Полонянкин А.Л. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Указанное постановление Полонянкин А.Л. обжаловал в суд.

Решением судьи Южно-Курильского районного суда от 20 января 2011 года обжалуемое постановление оставлено без изменения.

На указанное решение Полонянкиным А.Л. принесена жалоба. Ее автор указал на то, что 11 декабря 2010 года прибыл в портпункт Южно-Курильск транзитом, следуя в Японию. Поскольку подтверждающие указанное обстоятельство документы им были представлены пограничному органу при оформлении прихода, полагает, что на основании пунктов 1.2 и 1.7.4 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 458 «Об утверждении правил пограничного режима» въезд в пограничную зону мог быть им осуществлен при наличии документа, удостоверяющего личность, и в отсутствие соответствующего пропуска. Кроме того, считает, что он не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку при производстве по делу он находился на судне ТШ «Охотск», принадлежащим иностранному государству, на которой экипаж яхты <данные изъяты> WIND» проводил работы по обеспечению безопасности стоянки яхты в надвигающийся шторм, а не в портпункте Южно-Курильск, а согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путем, пользуются экстерриториальностью. Поскольку при вынесении обжалуемого решения судьей дана неверная оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, не устранены имеющиеся в показаниях противоречия, просит об отмене судебного постановления по делу и прекращении производства по нему.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно статье 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и в пограничной зоне включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если расположен за пределами пятикилометровой полосы местности.

В силу статьи 17 названного Закона въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Аналогичные правила содержатся в пункте 1.1 Приказа ФСБ Российской Федерации от 10 сентября 2007 года № 458 «Об утверждении Правил пограничного режима».

Подпунктами «в» и «м» пункта 1.2 указанных Правил предусмотрено, что въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, наряду с иными категориями лиц, осуществляют граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона, или городского округа, расположенного в пределах муниципального района, на территории которого установлена пограничная зона и территория которого охватывает территорию городского округа, а также граждане, следующие транзитом через пограничную зону, в том числе при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию.

В силу пункта 1.7.4 названных правил гражданам, следующим транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, кроме документов, удостоверяющих личность, необходимо иметь документы для выезда из Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан в государство назначения.

Как установлено судом приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 149 «О пределах пограничной зоны на территории Сахалинской области» на территории муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» установлена пограничная зона. 11 декабря 2010 года Полонянкин А.Л., зарегистрированный в городе <данные изъяты> Камчатского края, прибыл в портпункт Южно-Курильск муниципального образования «Южно-Курильский район» на яхте <данные изъяты> WIND». Указанное судно было оформлено в пограничном и таможенном отношении для прибытия в Российскую Федерацию, заявок на убытие из Российской Федерации в контрольно-пропускной пункт Южно-Курильск не подавало, тогда как согласно части 2 статьи 38, статьи 39 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, письму Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 11 марта 2008 года № ЕВ-1192/10 «О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации» транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны; транзитные суда - суда, проходящие акваторию порта без швартовки к причалу (бочкам, сваям), без постановки на якорь либо другой связи с грунтом в пределах акватории порта.

В этой связи оснований для вывода о транзитном проходе яхтой <данные изъяты> WIND» через пограничную зону и соответственно о возможности въезда Полонянкина А.Л. в указанную зону при наличии документа, удостоверяющего личность, и в отсутствие соответствующего пропуска не имеется.

Нахождение Полонянкина А.Л. при производстве по делу на судне ТШ «Охотск», принадлежащем иностранному государству, на что также указано в жалобе, правового значения для оценки правомерности привлечения его к административной ответственности не имеет, поскольку прибыв в портпункт Южно-Курильск на яхте <данные изъяты> WIND», юридического отношения к судну РШ «Охотск» он не имеет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в период с 11 по 20 декабря 2010 года Полонянкин А.Л. находился на территории портпункта Южно-Курильск муниципального образования «Южно-Курильский район» без пропуска на право въезда и пребывания в пограничной зоне, то есть с нарушением правил въезда в пограничную зону и временного пребывания, судья пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении его к ответственности по части 1 статьи 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для отмены судебного решения по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Южно-Курильского районного суда от 20 января 2011 года оставить без изменения, жалобу Полонянкина А.Л. – без удовлетворения.

Судья Сахалинского областного суда Н.В. Пискунова