Судья ФИО2 дело № 72-62/2012 Р Е Ш Е Н И Е 20 февраля 2012 года город Южно-Сахалинск Судья Сахалинского областного суда Юсова Е.П., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в Долинском районе Зиновьевой Л.А. на решение судьи Долинского городского суда от 25 января 2012 года по делу о привлечении К. к административной ответственности по части 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у с т а н о в и л: постановлением начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в Долинском районе от 22 декабря 2011 года № 819 К. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. На названное постановление заместителем Долинского городского прокурора принесен протест. Решением судьи Долинского городского суда от 25 января 2012 года обжалуемое постановление отменено и производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях К. состава административного правонарушения. На указанное решение судьи начальником территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в Долинском районе Зиновьевой Л.А. принесена жалоба, в которой содержится просьба об его отмене в связи с наличием в действиях К. состава административного правонарушения. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав начальника территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в Долинском районе Зиновьеву Л.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей. Прекращая производство по делу, судья указал, что Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации не предусмотрен срок и порядок для постановки на регистрационный учет по месту жительства родителей родившихся у этих родителей детей, проживающих с ними совместно. Однако с данным выводом судьи согласиться нельзя. Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, в соответствии со статьей 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В силу статьи 6 Федерального закона от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которыми урегулирован порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В пункте 16 Правил закреплены аналогичные положения, указывающие на обязанность гражданина не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить необходимые для регистрации документы. Таким образом, приведенные нормы об обязанности регистрации по месту жительства в полной мере распространяются и на несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет, защита прав и интересов которых в этот период, согласно статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации, возлагается на их родителей, являющихся законными представителями своих детей и выступающих в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами без специальных полномочий. Указанная обязанность закреплена в пункте 12 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 года № 208 (зарегистрирован в Минюсте России 28 ноября 2007 года № 10545), согласно которому заявление о регистрации по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны). Абзацем первым пункта 28 названных Правил предусмотрено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Таким образом, несмотря на то, что действующее законодательство не содержит специальных норм, регламентирующих сроки регистрации новорожденных детей по месту жительства, из системного толкования вышеназванных положений закона следует, что на родителей возлагается обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных. Данная обязанность в силу положений семейного и гражданского законодательства возникает у родителей с момента рождения ребенка и должна быть реализована в сроки, установленные законом. В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В нарушение требований указанной нормы, судьей, кроме Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не проанализированы положения других законодательных актов, регулирующих порядок постановки граждан на регистрационный учет по месту жительства, то есть судьей не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. При таких данных, постановление судьи подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившим полно и объективно рассмотреть дело, а дело возвращению на новое рассмотрение. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья р е ш и л: решение судьи Долинского городского суда от 25 января 2012 года отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение. Судья Сахалинского областного суда Е.П. Юсова