В соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК РФ если лицом, признанным в установленном законом порядке невменяемым, совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принуд.мер мед.характера



Судья Тимофеева И.В. Дело № 22-85

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2012 года гор. Псков

Судебная коллегия по уголовным делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего Жупанова А.А.,

судей Комлюкова А.В., Бобровой Л.И.,

при секретаре Емельяновой М.В.,

рассмотрела в судебном заседании от 25 января 2012 года уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Забавина В.К. в интересах Алексеева С.Б. – лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, на постановление Псковского городского суда от 9 декабря 2011 года, которым к

Алексееву <данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты> не судимый,

применена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа областной психиатрической больнице № 1 «Богданово».

Заслушав доклад судьи Комлюкова А.В., адвоката Забавина В.К., поддержавшего доводы своей кассационной жалобы и просившего отменить постановление, Алексеева С.Б., поддержавшего доводы жалобы адвоката, мнение прокурора Павлычевой Л.Л., полагавшей отменить постановление суда, дело производством прекратить, отказать в применении принудительных мер медицинского характера, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Алексеев С.Б. совершил общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, предусмотренное ст. 207 УК РФ, то есть заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, создающем опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий.

В судебном заседании установлена причастность Алексеева С.Б. в совершении инкриминируемого ему общественно-опасного деяния.

В кассационной жалобе адвокат Забавин В.К., не оспаривая фактические обстоятельства причастности Алексеева С.В. к совершению запрещенного уголовным законом общественно-опасного деяния, в то же время полагает необходимым отменить постановление суда, указывая на несоответствие выводов суда фактически обстоятельствам дела.

В обоснование доводов указывает на то обстоятельство, что, по его мнению, суд 1 инстанции необоснованно применил к Алексееву С.Б. меры медицинского характера – помещение в психиатрический стационар общего типа, не установив при этом, создает ли психическое расстройство Алексеева С.Б. опасность для него лично либо окружающих.

Кроме этого судом при принятии решения не принята во внимание категория тяжести инкриминируемого Алексееву С.Б. запрещенного уголовным законом деяния.

Обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит постановление суда подлежащим изменению в связи с нарушением судом уголовно-процессуального закона.

Вывод суда 1 инстанции о причастности Алексеева С.Б. к совершению инкриминируемого ему запрещенного уголовным законом деяния, обоснован, сделан на основании исследованных в судебном заседании и изложенных в постановлении доказательствах, материалам дела не противоречит.

Юридическая квалификация совершенного Алексеевым С.Б. общественно-опасного деяния по ст. 207 УК РФ, является правильной.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами адвоката в части, касающейся утверждений о не установлении признаков психического расстройства Алексеева С.Б. создающих опасность для него либо окружающих.

Как видно из заключения судебно-психиатрической экспертизы от 12 апреля 2011 года № 168, Алексеев С.Б. страдает хроническим психическим расстройством – шизофренией простой, представляет общественную опасность. У него отмечались выраженные поведенческие нарушения, в том числе агрессивность и конфликтность в отношении матери и соседей. (т. 1, л.д. 169-175). Данные выводы согласуются и не противоречат описанию психического состояния Алексеева С.Б.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 443 УПК РФ если лицом, признанным в установленном законом порядке невменяемым, совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Из заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы видно, что Алексеев С.Б. в период, относящийся к деянию, не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Алексеев С.Б. представляет общественную опасность. В связи с этим ему рекомендовано принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, как лицу не требующему интенсивного наблюдения. (т. 1, л.д. 169-175).

Принимая решение о применении принудительных мер медицинского характера, суд не учел, что Алексеев С.Б. совершил запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 207 УК РФ, отнесенное статьей 15 УК РФ (в ред. ФЗ-420 от 7 декабря 2011 года) к преступлениям небольшой тяжести.

Таким образом, Алексеев С.Б. за совершение указанного выше деяния, должен быть освобожден от уголовной ответственности с отказом в применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Согласно ч. 4 ст. 443 УПК РФ копия судебного решения о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера направляется в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в психиатрический стационар.

Руководствуясь ст.ст. 377-378, 381, 388 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Постановление Псковского городского суда от 9 декабря 2011 года в отношении Алексеева С.Б., изменить.

Прекратить уголовное преследование Алексеева С.Б. за совершенное им запрещенное уголовным законом деяние, предусмотренное ст. 207 УК РФ, отказав в применении к нему принудительных мер медицинского характера, в остальной части постановление суда оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката – без удовлетворения.

Копию настоящего определения направить в Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.

Председательствующий

Судьи