о признани незаконным установленного размера пенсии



ФИО9 Р.Е. Дело Номер обезличен

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ФИО9я коллегия по гражданским делам

... суда

В составе

Председательствующего Е.Г.А.,

ФИО9 Б.Н.Ю., Х.Е.П.,

При секретаре Н.Г.

рассмотрела в судебном заседании Дата обезличена года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Опочецком районе Псковской области на решение ... суда ... от Дата обезличена года, которым постановлено:

Исковые требования К.В. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Опочецком районе произвести перерасчет начисленной ему трудовой пенсии по старости с учетом повышения районного коэффициента до 1,8 и повышения стажевого коэффициента с учетом включения периода предпринимательской деятельности с Дата обезличена года по Дата обезличена года в страховой стаж.

Заслушав доклад судьи ... суда Х.Е.П., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Опочецком районе Псковской области И.И., истца К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

К.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Опочецком районе Псковской области о признании незаконным установленного размера пенсии.

В обоснование иска указал, что с Дата обезличена года он является получателем трудовой пенсии в размере 9297 рублей 22 копейки. Считает нарушенными свои пенсионные права, поскольку ответчиком ему не был предоставлен выбор при оценке пенсионных прав в нарушение пунктов 2, 3, 4, 6 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает произведенный ответчиком расчет размера его трудовой пенсии, не соответствующим требованиям статьи 30 названного закона, В основу расчетов, произведенных пенсионным фондом, взят общий трудовой стаж по состоянию на Дата обезличена года, исчисленный в 23 года 01 месяц 13 дней, при этом ответчиком необоснованно не учтен трудовой стаж за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года в период осуществления им предпринимательской деятельности. Доводы ответчика в обоснование отказа включить указанный период времени в трудовой стаж в связи с тем, что в Пенсионном фонде отсутствуют документы, подтверждающие уплату им обязательных платежей, считает противоречащими позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года № 9-П. В связи с чем просит включить в общий трудовой стаж период индивидуальной трудовой деятельности с 17 января 1997 года по 31 декабря 2002 года и произвести расчет пенсии с учетом повышения в связи с этим стажевого коэффициента.

Считал, что ответчиком неправильно, в нарушение положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающей районный коэффициент не свыше 1,9 для лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше, в расчете его пенсии применен районный коэффициент 1,7. Документы, подтверждающие получение им заработной платы с последним районным коэффициентом 1,8 в пенсионном деле имеются.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Опочецком районе Г.А. и И.В. иск не признали, пояснив, что К.В. назначена трудовая пенсия с 11 июня 2010 года в соответствие подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На дату назначения пенсии её размер в соответствии с пунктом 4 статьи 30 ФЗ составил 7483 руб.04 коп., но ему был произведен расчет по пункту 3 статьи 30 как по наиболее выгодному варианту и размер пенсии составил 9297 руб. 22 коп. В связи с тем, что расчет пенсии производился по пункту 3 статьи 30 указанного Закона, то исчисление продолжительности периодов трудовой деятельности до Дата обезличена года, включаемых в общий трудовой стаж производилось в календарном порядке по их фактической продолжительности и до указанной даты стаж истца составил 23 года 01 месяц 13 дней. В стаж работы не включен период его предпринимательской деятельности с Дата обезличена года по Дата обезличена года, так как К.В. не являлся плательщиком единого налога на вмененный налог согласно абзацу 1 пункта 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа от 24.07.2002 года № 555.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Опочецком районе Псковской области ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом первой инстанции материального закона с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

Трудовая пенсия К.В. назначена с 11 июня 2010 года в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего трудового стажа 23 года 01 месяц 13 дней и специального (северного) стажа 17 лет 8 месяцев по достижении им возраста 55 лет.

Расчет размера пенсии произведен по пункту 3 статьи 30 названного закона.

Предметом спора сторон являлись: во-первых, правильность применения районного коэффициента, во-вторых, наличие оснований для включения в трудовой стаж истца периода его предпринимательской деятельности с 17 января 1997 года 31 декабря 2002 года.

Как следует из данных трудовой книжки К.В. с 22 февраля 1977 года по 31 октября 1994 года работал на «Курейгэсстрой», место нахождения которой относится к району Крайнего Севера. В указанный период работы времени до 30 апреля 1994 года применялся единый для производственных и непроизводственных подразделений централизованный северный коэффициент к заработной плате 1,7, а с 1 мая 1994 года – 1,8. При этом Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.03.1960 N 476/9 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций лесной, электроэнергетической, торфяной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной, фарфоро-фаянсовой, легкой, пищевой, полиграфической промышленности и промышленности по производству музыкальных инструментов" город Игарка с территориями, подчиненными его горсовету отнесена к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,60. Коэффициент 1,80 установлен на основании решения Игарского городского Совета № 417 от 23 апреля 1993 года.

Удовлетворяя исковые требования К.В. в части обязания ответчика произвести перерасчет начисленной истцу трудовой пенсии по старости с учетом повышения районного коэффициента до 1,8, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 01 мая 1994 года до увольнения с места работы в районе Крайнего Севера (до 31 октября 1994 года) К.В. получал заработную плату, рассчитанную с применением районного коэффициента в размере 1,8, а поэтому и назначение пенсии должно быть с применением коэффициента не свыше 1,9 – как для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше (пункт 2 статьи 30 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). При этом суд руководствовался положениями названной нормы закона и разъяснениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22 "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей" о том, что в случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.

С выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку судом неправильно применена указанная выше правовая норма. Так, судом первой инстанции учтено то, что гражданам, проживавшим в северных районах, учитываются повышенные отношениям от 1,2 до 1,9 в зависимости от непроизводственного районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке.

Однако в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 7 Разъяснения № 3 Минтруда РФ от 22 апреля 2003 года, утвержденного вышеназванным Постановлением № 22 от 22 апреля 2003 года, установлено, что во всех случаях определения повышенного отношения заработка применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. Указанное соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 декабря 2003 года по делу № КАС 30-628.

Нормативными правовыми актами СССР в перечне районов, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,6 поименован ... и ... с территориями, подчиненными их горсоветам. В последующем рядом совместных писем Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ подтверждено сохранения данного размера коэффициента в ....

Районные коэффициенты в пенсионном обеспечении применяются на основании Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2007 года № 245).

Поскольку органами государственной власти СССР и федеральными органами государственной власти Российской Федерации установлен районный коэффициент в ..., где работал истец, в размере 1,6, и этот размер входит в размер от 1,5 до 1,8, указанный в пункте 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, то для расчета размера пенсии К.В. обоснованно применен коэффициент 1,7.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Однако нормативные акты, устанавливающие повышенный коэффициент к заработной плате и льготы, направлены на регулирование трудовых правоотношений, а не пенсионных, и данное обстоятельство не влечет за собой возможность применения при расчете размера пенсии установленного органом местного самоуправления районного коэффициента, поскольку указанное противоречит требованиям пункта 2 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В рамках спора правовой оценке также подлежали действия ответчика по исчислению страхового стажа К.В. в части включения в трудовой стаж периода предпринимательской деятельности истца с 17 января 1997 года по 31 декабря 2002 года.

Удовлетворяя исковые требования К.В. в этой части, суд первой инстанции исходил из положений пункта 4 статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о том, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются периоды индивидуальной трудовой деятельности.

Ссылка истца на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 года № 9-П согласно которой положения пункта 1 статьи 10 ФЗ «О трудовой пенсии в Российской Федерации» признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер её страховой части, является несостоятельной, поскольку согласно пункту 1.4 указанного Постановления предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являлись взаимосвязанные нормативные положения пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той части, в какой они относятся к застрахованным лицам, работавшим по трудовому договору, при ненадлежащем исполнении работодателем обязанности по перечислению страховых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 3 названного закона определяет, что право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При этом индивидуальные предприниматели также относятся к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). В соответствии со статьей 1 Федерального Закона № 27-ФЗ от 01 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» к числу физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, - застрахованным лицам отнесены индивидуальные предприниматели. Названный закон определяет правила представления сведений о застрахованных лицах, правила учета сведений о застрахованных лицах и представление в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже. Однако истец с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя никаких сведений о себе, как страхователе, об уплате страховых взносов и о страховом стаже в пенсионный орган не предоставлял вплоть до 13 июня 2002 года – до момента регистрации в УПФР в Опочецком районе.

Пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 (с последующими редакциями) подтверждено, что периоды индивидуальной трудовой деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

В соответствии с п. 14 названного Постановления периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1.

Таким образом, время деятельности индивидуального предпринимателя входит в страховой стаж при условии, что им за этот период уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

В связи с изложенным судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости включения в трудовой стаж истца периода предпринимательской деятельности с 7 января 1997 года по 31 декабря 2002 года только исходя из его регистрации в качестве такового в налоговом органе. Выводы суда о необходимости включения в трудовой стаж истца периода с 01 апреля 2002 года по 31 декабря 2002 года в связи с уплатой им единого налога на вмененный доход, полученный от осуществления розничной торговли, также является неправильным, поскольку в указанный период времени перечисления в Пенсионный орган истцом не производились.

Поскольку по делу не требуется исследование новых доказательств, обстоятельства дела установлены, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение по существу спора, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

... суда ... от Дата обезличена года отменить.

Постановить новое решение, которым К.В. в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Опочецком районе Псковской области о признании незаконным установленного размера пенсии - отказать

Председательствующий: /подпись/ Е.Г.А.

ФИО9: /подписи/ Б.Н.Ю.

Х.Е.П.

Копия верна.

ФИО9 ... суда Х.Е.П.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200