Решение об отказе в предоставлении участнику ВОВ субсидии на приобретения жилья за счет средств федерального бюджета отменено, т.к. оснований для вывода о намеренном ухудшении гражданином жилищных условий и для примененияст.53 ЖК РФ не имелось



Судья Семенова Т.А. Дело № 33-427

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2011 года г. Псков.

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Ельчаниновой Г.А.

СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Рубанова Р.В.

при секретаре Булатовой Л.С.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Леничева Н.П.. на решение Псковского городского суда от 17 февраля 2011г., которым постановлено:

«Исковые требования Леничева Николая Петровича к Администрации Псковской области, Главному государственному Управлению социальной защиты населения Псковской области о признании права на обеспечение жилым помещением и предоставлении субсидии на приобретения жилого помещения оставить без удовлетворения.»

Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения Леничева Н.П. и его представителя – Леничева В.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Леничев Н.П.. обратился в суд с иском к Администрации Псковской области о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В обоснование требования истец указал, что является инвалидом ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с этим он обратился с заявлением о предоставлении ему субсидии на приобретения жилья на основании ФЗ «О ветеранах». Однако в ноябре 2010г. решением комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в предоставлении данной меры социальной поддержки ему было отказано со ссылкой на отсутствие оснований для признания его (истца) нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

По мнению Леничева данное решение является неправомерным, поскольку ранее его семья занимала однокомнатную квартиру и была не обеспечена жилой площадью по установленной норме. В связи с вынужденной продажей этого жилья он в настоящее время занимает жилое помещение по договору найма, заключенному с частным лицом.

При таких обстоятельствах истец полагал, что он вправе требовать защиты своих жилищных прав и интересов в судебном порядке.

Представители ответчиков - Администрации Псковской области и Главного государственного Управления социальной защиты населения Псковской области иск не признали. Пояснили, что со стороны Леничева имело место намеренное ухудшение жилищные условия в результате продажи ранее принадлежащего жилья. Это исключает возможность его постановки на учет нуждающихся в течение последующих 5 лет. В этих условиях полагали, что отказ в предоставлении субсидии на приобретения жилья за счет средств федерального бюджета являлся законным.

Представитель 3-лица – Администрации г.Великие Луки в судебное заседание не явился представил отзыв о поддержании предъявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Леничев Н.П. просит о его отмене, ссылаясь на то, что при разрешении спора не были правильно определены и учтены все значимые обстоятельства и допущено неправильное применение норм материального права.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся судебное постановление подлежащим отмене.

Судом установлено, что Леничев Н.П., <дата рождения> является инвалидом Великой Отечественной войны, имеющим право на установленные государством меры социальной поддержки.

В соответствии с положениями ФЗ «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945годов» к числу таких мер относится и обеспечение указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета.

Необходимым условием реализации данного права является признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятие его на соответствующий учет.

Из материалов дела следует, что на основании гражданско-правового договора найма от 22.01.2010г. Леничев Н.П. зарегистрирован в частном жилом доме по адресу: <адрес 1>, принадлежащем на праве собственности <А.>

С учетом этого распоряжением Администрации г.Великие Луки от 22.03.2010г. истец был признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм Леничев Н.П. был вправе претендовать на обеспечение жильем посредством получения субсидии за счет средств федерального бюджета.

Однако, решением комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений от 16.11.2010г. в предоставлении истцу данной меры социальной поддержки было отказано, с указанием на отсутствие оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления.

Из пояснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что при принятии данного решения учитывалось, что в 2009г. Леничевым была осуществлена продажа принадлежавшего жилья и, следовательно, имело место намеренное ухудшение жилищных условий.

Не соглашаясь с выводом суда о правомерности данного решения и об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленных истцом требований, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ в случае если не истек срок, предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса допускается отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

По делу установлено, что Леничев Н.П. и его супруга <В.Ф.> являлись сособственниками однокомнатной квартиры по адресу: <адрес 2>

Действительно, 04.12.2009г. Леничевы распорядились данным жильем путем его продажи.

В тоже время, как следует из представленных документов, общая площадь указанной квартиры составляет 32,8 кв.м. Зарегистрированными в ней помимо сособственников значились <Д.В.> и <К.В.> соответственно невестка и внучка Леничевых.

Следовательно, обеспеченность общей площадью каждого из членов данной семьи составляла 8,2 кв.м.

Согласно постановлению Администрации г.Великие Луки № 21 от 10.06.2005г. учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся утверждена в размере 10 кв.м.

В настоящее время с учетом изменений внесенных постановлением Администрации г.Великие Луки № 17 от 27.02.2010г. эта учетная норма составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека.

Таким образом, на момент занятия жилья на праве собственности Леничев Н.П. уже имел нуждаемость в улучшении жилищных условий, а, следовательно, и потенциальное право быть признанным таковым и поставленным на соответствующий учет, что никем не оспаривается.

В связи с этим его действия по совершению сделки купли-продажи не могут оцениваться как направленные на намеренное создание искусственной нуждаемости в обеспечении жильем.

При отсутствии доказательств злоупотребления правом со стороны Леничева оснований для применения по отношению к нему правовых последствий установленных ст.53 ЖК РФ не имелось.

Приходя к этому выводу, судебная коллегия учитывает и позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении № 258-О от 19.04.2007г.

В результате отчуждения жилья истец в настоящее время зарегистрирован в жилом помещении, права на которое, за исключением предусмотренных договором найма, у него отсутствуют.

В последующем, согласно пояснениям Леничева Н.П. он действительно намерен вместе с супругой вселиться в 2-комнатную квартиру по адресу: <адрес 3>, площадью 52,3 кв.м. приобретенную на имя сына – <В.Н.> в том числе с использованием средств вырученных за проданное жилье.

Однако в результате данного вселения состав семьи достигнет 5 человек, на каждого из которых будет приходится по 10,5 кв.м. общей площади, т.е. исходя из существующей учетной нормы нуждаемость истца в улучшении жилищных условий сохранится.

При таких обстоятельствах признание Леничева нуждающимся в жилом помещении было осуществлено органом местно самоуправления правомерно.

В настоящее время наличие данной нуждаемость у истца со стороны Администрации г.Великие Луки не оспаривается, а принятое ею соответствующее распоряжение сохраняет свою юридическую силу.

В качестве участника ВОВ, нуждающегося в улучшении жилищных условий, истец вправе претендовать на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст.15 ФЗ «О ветеранах».

Вместе с тем, позиция уполномоченного на решение данного вопроса органов исключает для Леничева возможность реализации указанного права во вне судебном порядке.

Исходя из изложенного, судебная коллегия признает постановленное решение подлежащим отмене и находит возможным не передавая дело на новое рассмотрение постановить новое решение об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда от 17 февраля 2011г. по гражданскому делу № 2-591/2011 отменить.

Постановить новое решение, которым признать за Леничевым Николаем Петровичем право на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Председательствующий Г.А.Ельчанинова

Судьи: О.Л.Ениславская Р.В.Рубанов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200