Судья Сазыкина В.И. Дело № 33-721/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Cудебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Победова В.В. судей Хряпиной Е.П., Яроцкой Н.В. при секретаре Солодовникове А.А. рассмотрела в судебном заседании 07 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Цветкова П.Н. на решение Пыталовского районного суда Псковской области от 04 мая 2011 года, которым постановлено: В иске Цветкову П.Н. к отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красногородском районе Псковской области об обязании включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в районах Крайнего Севера с 21.01.1976 г. по 09.02.1981 г. и досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 01 мая 2011 г. отказать. Цветкову П.Н. отказать в иске о взыскании морального вреда. Выслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснения представителя ответчика - отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красногородском районе Псковской области Ивановой И.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Цветков П.Н. обратился в суд с иском к отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красногородском районе Псковской области об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, время его военной службы в районах Крайнего Севера с 21.01.1976 г. по 09.02.1981 г., исходя из расчета один год военной службы за полтора года. С учетом включенного периода военной службы просил назначить ему трудовую пенсию с 01.05.2011 г., а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей. В обоснование иска указал, что 16.04.2009 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, так как он не менее 7 лет 6 месяцев проработал в районах Крайнего Севера, однако 15.07.2009 г. в назначении пенсии было отказано в связи с тем, что стаж его работы в районах Крайнего Севера на момент обращения составил менее 7 лет 6 месяцев. Считает, что в специальный стаж необоснованно не включен период его военной службы в г. Апатиты и г. Мончегорске Мурманской области с 29.01.1976 г. по 15.02.1981 г., в связи с чем решение отдела Пенсионного фонда РФ в Красногородском районе противоречит Постановлению Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановлению Совмина СССР от 06.04.1988 N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей". Полагал, что досрочное назначение трудовой пенсии определяется не родом деятельности (военная служба или работа), а исключительно местом ее осуществления, т.е. районом Крайнего Севера, где он проходил военную службу. Требования о взыскании компенсации морального вреда в сумме 20000 руб. мотивировал причинением ему физических и нравственных страданий противоправными действиями ответчика. Представитель отдела Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красногородском районе Павлова С.А. иск не признала, указав, что военная служба согласно пп.6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» не засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии; данный период истцу включен в общий страховой стаж. Для досрочного назначения трудовой пенсии по старости стаж работы в районах Крайнего Севера должен составлять не менее 7 лет 6 месяцев. На момент обращения за назначением пенсии специальный трудовой стаж Цветкова П.Н. в Мурманской области составил 3 года 9 месяцев 23 дня, в связи с чем ему обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Цветкова П.Н. ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального права, а именно, неприменении судом Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Постановления Совмина СССР от 06.04.1988 N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей". Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2). Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" основан на принципах обязательного пенсионного страхования. При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым указанный закон понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж (ст.2). Согласно подпункту 1 пункта 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения военной и другой приравненной к ней службы засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались. Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по специальному Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 10.12.2010) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной службы в общий трудовой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Статьи 27,28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", которые регулируют вопросы сохранения права на досрочное назначение пенсии по старости отдельным категориям граждан, предусматривают наличие для досрочного назначения трудовой пенсии не упомянутого общего страхового стажа, а наличие специального трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера или в местностях, к ним приравненным. В соответствии с пп.6 п. 1 ст. 28 указанного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Положения сохраняющего в целом действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1 применяются в части, не противоречащей Законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из материалов дела следует, что Цветков П.Н. 16.04.2009 г. обратился в отдел Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Красногородском районе с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Решением от 15.07.2009 г. Цветкову П.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения он имел 3 года 9 месяцев 23 дня стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом периоды прохождения военной службы в районах Крайнего Севера: с 29.01.1976 г. по 20.11.1977 (1 год 9 мес. 21 день), с 21.11.1977 г. по 25.06.1978 г. (7 мес.4 дня), с 26.07.1978 г. по 12.02.1982 г. (3 года 6 мес. 16 дней), составили 5 лет 11 месяцев 11 дней и обоснованно не были включены отделением пенсионного фонда в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период прохождения истцом военной службы не подлежит зачету в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия правовых оснований, в связи с чем отказал в удовлетворении иска. Вынося решение, суд также учел, что по ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст. 14,88, и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Доводы кассационной жалобы о неприменении судом первой инстанции нормативно-правовых актов, которые, по мнению истца, определяют его право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с военной службой в районах Крайнего Севера, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании кассатором норм материального права. Пункт 3 Постановления Совмина СССР от 06.04.1988 N 445 "О службе военнослужащих Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в советских войсках, временно находящихся за границей", на который ссылается кассатор, установил право военнослужащих на получение пенсии за выслугу лет при увольнении с военной службы, и определил, что время прохождения ими службы в особых условиях – в районах Крайнего Севера подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Статьей 28.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (вступила в силу с 01.01.2005 г.), установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 пункта 1 ст. 27 и подпунктами 7-9 пункта 1 ст. 28 настоящего Федерального закона в порядке, определяемом Правительством РФ. В утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 и Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п. 2), среди периодов работы, суммируемых при назначении гражданам трудовой пенсии по старости, указана работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако в данных нормативных актах о зачете в специальный стаж военной службы не упоминается. Соответствующее разъяснение дано в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в котором указано, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Такое решение законодателя, по мнению Конституционного Суда РФ, изложенному в Определении от 10.03.2005 N 14-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не может расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение конституционного принципа равенства, поскольку за таких лиц страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за период прохождения службы не уплачивались. В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую, в том числе, включается и служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа) (Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Военная служба является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Разрешая спор, суд учел положения данных правовых актов, и пришел к выводу, что права истца действиями ответчика не нарушены, служба в Вооруженных Силах РФ ему была обоснованно засчитана в общий трудовой стаж, а оснований для удовлетворения заявленного требования о включении в специальный стаж спорного периода, приходящегося на военную службу, и назначении досрочной трудовой пенсии не имеется. Решение является обоснованным, поскольку имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (ст.ст. 55,59,60,67 ГПК РФ), оспариваемое решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, и оснований для его отмены не имеется. Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, на основании анализа и оценки по правилам ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Пыталовского районного суда Псковской области от 04 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цветкова П.Н. – без удовлетворения. Председательствующий Победов В.В. Судьи Хряпина Е.П. Яроцкая Н.В.