Судья Коваленко Ю.А. Дело № 33-680/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Cудебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Ельчаниновой Г.А. судей Виноградовой О.А., Хряпиной Е.П. при секретаре Горбачевой Н.Г. рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации города Великие Луки Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от 28 марта 2011 года, которым постановлено: Иск прокурора города Великие Луки в интересах Макарова Ю.А. удовлетворить. Обязать Администрацию города Великие Луки Псковской области предоставить вне очереди на условиях договора социального найма Макарову Ю.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Великие Луки по установленной норме предоставления в срок до 30 июня 2011 года. В иске к Администрации Псковской области отказать. Выслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснения представителя Администрации города Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Лепихиной М.Н. о законности и обоснованности решения суда и отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия установила: Прокурор города Великие Луки Псковской области обратился в суд с иском в интересах Макарова Ю.А. <данные изъяты> года рождения, являющегося инвалидом, к Администрации города Великие Луки о предоставлении вне очереди не позднее 30 июня 2011 года благоустроенного жилого помещения по установленным нормам на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и абзаца 2 пункта 2 статьи 6 одноименного закона Псковской области № 411-оз от 11.01.2005 года. Требования мотивированы тем, что Макаров Ю.А., являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые лишены родительских прав решением Великолукского городского суда от 20 октября 1998 года, распоряжением Администрации города Великие Луки от 24 ноября 1998 года был направлен в специализированную коррекционную общеобразовательную школу, этим же распоряжением согласно ч. 3 ст. 60 ЖК РСФСР за ним было закреплено занимаемое им жилое помещение - квартира № *** в доме № *** по проспекту *** в городе Великие Луки. Актом межведомственной комиссии от 21 июня 2006 года данное жилое помещение признано непригодным для проживания, в связи с чем Макаров Ю.А. не может вернуться в него для проживания после окончания 30 июня 2011 года ГОУ НПО «Профессиональное училище № 5» и освобождения в связи с этим койко-места в общежитии. Макарову Ю.А. было отказано Администрацией города Великие Луки в предоставлении другого жилого помещения, в связи с чем прокурор просит в судебном порядке защитить его права. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и доводы в их обоснование. Макаров Ю.А. также поддержал исковые требования и доводы в их обоснование. Представитель ответчика Администрации города Пскова Великие Луки Сайфуллин-Богатырев Р.Г. исковые требования не признал, указав, что предоставление жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Считает, что возложенная законом Псковской области от 11.01.2005 № 411-оз на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению указанной категории детей жилыми помещениями, может быть исполнена только при наличии соответствующего финансирования на указанные цели в порядке, установленном законом. Данные расходные обязательства согласно положениям Бюджетного кодекса РФ исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Однако муниципальному образованию средства на предоставление жилья Макарову Ю.А. из бюджета субъекта не выделялись, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Администрацию Псковской области. Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика Администрации Псковской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указал, что поскольку при первичном устройстве за Макаровым Ю.А. было закреплено жилое помещение, относящееся к муниципальному жилищному фонду, то обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в соответствии с действующим законодательством возложена на Администрацию города Великие Луки. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, территориального управления города Великие Луки Главного государственного управления социального развития Псковской области, Маханова Л.Ю. исковые требования и доводы в их обоснование поддержала, указав на наличие оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на Администрацию города Великие Луки. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе представитель ответчика Администрации города Великие Луки ставит вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. В частности, не оспаривая право Макарова Ю.А. на получение жилого помещения, кассатор считает Администрацию города Великие Луки ненадлежащим ответчиком по делу и указывает, что в силу ст. 132 Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующим полномочиями с соблюдением установленного федеральным законом порядка и наличия соответствующего финансирование для исполнения данной государственной обязанности. Вывод суда о возможности компенсации органу местного самоуправления понесенных в связи с предоставлением Макарову Ю.В. жилого помещения расходов в порядке, определенном для взаимоотношений бюджетов разных уровней, считает не основанным на законе. Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159–ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальный поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со статьей 8 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу абзаца 2 пункта 2 ст. 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 № 411-оз дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после возвращения из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, от опекунов (попечителей), если жилые помещения, которые они ранее занимали, не могут быть возвращены, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам. Материалами дела установлено, что 22-летний Макаров Ю.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители Тихомирова Г.И. и Макаров А.В. решением Великолукского городского суда от 28 октября 1998 года лишены родительских прав. Тихомирова Г.И. умерла 25 сентября 2005 г., Макаров А.В. – 07 ноября 2007 г. Распоряжением Администрации города Великие Луки № 1288-р от 24.11.1998 г. Макаров Ю.А. направлен в государственное учреждение для детей-сирот. Этим же распоряжением на основании ч. 3 ст.60 ЖК РСФСР за ним было закреплено жилое помещение жилой площадью 16, 8 кв.м - квартира № *** в доме № *** по проспекту *** в городе Великие Луки, в котором истец зарегистрирован по месту жительства с 29 апреля 1989 года. Однако закрепленное за Макаровым Ю.А. жилое помещение, балансодержателем которого являлся СМП-718, актом межведомственной комиссии Администрации города Великие Луки от 21 июня 2006 года признано непригодным для проживания до проведения комплексного капитального ремонта. Ремонт данного жилого помещения до настоящего времени не произведен. Иных жилых помещений в собственности или в пользовании Макаров Ю.А. не имеет. Таким образом, закрепленное за истцом жилое помещение не может быть ему предоставлено по возвращению из учебного учреждения, что в силу абзаца 2 пункта 2 ст. 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 № 411-оз возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления. Поскольку согласно п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, то суд первой инстанции правильно указал на обязанность Администрации города Великие Луки предоставить жилое помещение вне очереди, определив срок предоставления жилья – до 30 июня 2011 года, поскольку в указанный срок Макаров Ю.В. заканчивает обучение и пребывание в учебном учреждении. Оценивая довод кассатора о том, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз (ред. от 28.11.2008) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Закона Псковской области от 04.05.2008 N 763-оз) территориальные подразделения органа исполнительной власти области - органа опеки и попечительства, принявшие решение о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет и обеспечивают сохранность принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями, что возлагает обязанность по обеспечению истца жилым помещением на Администрацию Псковской области, судебная коллегия учитывает следующее. Жилое помещение, закрепленное Администрацией города Великие Луки за Макаровым Ю.В. в 1998 году, пришло в состояние, непригодное для проживания, в период до введения в действие Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий". В соответствии с редакцией Закона Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз, действовавшей до введения в действие указанного выше федерального закона N 258-ФЗ от 29.12.2006 года, обязанность обеспечивать сохранность принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с санитарными и техническими требованиями возлагалась на органы опеки и попечительства, принявшие решение о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в приемную семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичная норма была также предусмотрена статьей 3 Закона Псковской области от 08.10.2001 N 149-оз "О дополнительных социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (утратил силу в связи с принятием Закона Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз), которая прямо возлагала обязанность по обеспечению сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними, оставшимся без попечения родителей, на органы местного самоуправления. Согласно статье 34 ГК РФ в редакции до 29.12.2006 года и соответствующей ей редакции статьи 121 СК РФ органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления. В соответствии с положениями Законов Псковской области от 06.03.1998 N 9-оз "Об опеке и попечительстве в Псковской области", от 28.07.2004 N 367-оз "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Псковской области" органами опеки и попечительства до 1 января 2008 года на территории Псковской области являлись органы местного самоуправления, которые принимали меры по защите жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. В данном случае, органом опеки и попечительства, обязанным обеспечить сохранность жилого помещения, закрепленного за Макаровым Ю.В., являлась Администрация города Великие Луки, которая не выполнила свою обязанность, в результате чего жилое помещение стало непригодным для проживания еще до июня 2006 года. Изменения, на которые ссылается представитель ответчика Администрации города Великие Луки, введенные Законом Псковской области от 04.05.2008 N 763-оз в абзац второй пункта 1 статьи 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 N 411-оз, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, обязанность Администрации города Великие Луки по обеспечению Макарова Ю.А. жилым помещением в данном случае по своей сути носит компенсационный характер в связи с неисполнением предусмотренной законом обязанности. В связи с чем доводы кассатора о том, что Администрация города Великие Луки является ненадлежащим ответчиком по делу, а обязанность по предоставлению жилого помещения истцу лежит на Администрации Псковской области судебная коллегия находит несостоятельным. Довод кассационной жалобы о возложении на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» сводится к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и основан на неправильном толковании норм материального права. Решение постановлено в соответствии с нормами материального права и не противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-п и в определении от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования – городского округа «город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кассатором не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения. Решение является обоснованным, поскольку имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (ст.ст. 55,59,60,67 ГПК РФ), оспариваемое решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактических обстоятельств дела. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, и оснований для его отмены не имеется. Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, на основании анализа и оценки по правилам ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Великолукского городского суда Псковской области от 28 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика – Администрации города Великие Луки Псковской области Сайфуллина-Богатырева Р.Г. – без удовлетворения. Председательствующий Ельчанинова Г.А. Судьи Виноградова О.А. Хряпина Е.П.