Недостаточное бюджетное финансирование не может являться основанием для отказа в выплате компенсации за непредоставленную санаторную путевку.



Судья Красикова Т.В. Дело 33-452/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

Судей: Белоноговой Н.Ю., Игошина В.Е.,

при секретаре: Солодовникове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2011 года кассационную жалобу представителя Министерства финансов РФ – Иванова А.Г. на решение Великолукского городского суда от 14 февраля 2011 года, которым постановлено:

Исковые требования Бельского В.А. удовлетворить частично.

Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Бельского В.А. убытки в связи с непредоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году в сумме рублей, а также компенсацию морального вреда в сумме рублей.

Исполнение настоящего решения возложить на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

В удовлетворении иска к Государственному учреждению - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ отказать.

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Игошина В.Е., объяснения представителя ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – Лучкова Г.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бельский В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости не предоставленной услуги в виде санаторно-курортного лечения за 2010 год, неустойки и компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что ему как инвалиду связи с аварией на ЧАЭС, Фондом социального страхования в течение 10 дней со дня подачи им соответствующего заявления, не была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Ссылаясь на закон «О защите прав потребителей» и приказ Минздравсоцразвития РФ № 963н от 08.12.2009 года, просил взыскать с ответчика убытки, рассчитанные им исходя из стоимости одного дня санаторно-курортного лечения в сумме рубля, а всего за 21 день санаторно-курортного лечения - рублей. Также просил взыскать неустойку в размере 3% за каждый день просрочки, размер которой по состоянию на (дата) составил руб. и компенсацию морального вреда в сумме рублей, в обоснование причинения которого указал, что бездействие ответчика нарушает его личные неимущественные права, заставляет пользоваться обезболивающими препаратами.

Представитель ответчика - Псковского региональное отделение Фонда социального страхования РФ Лучков Г.М. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что предоставление путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан в рамках Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999 г. осуществляется на средства, выделяемые из федерального бюджета, которых в 2010 году было недостаточно для удовлетворения всех заявок. Права на внеочередное предоставление путевок истцу нормативными актами не предусмотрено, а само требование к Псковскому отделению ФСС РФ не обосновано.

Судом в качестве соответчика было привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства Псковской области, представитель которого в судебное заседание не явился. В письменных возражения, представленных в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что действующим законодательством на Министерство финансов РФ возложена лишь техническая обязанность по передаче денежных средств Фонду социального страхования, в связи с чем, Министерство финансов не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, истцом не представлено доказательств, перенесенных им моральных и нравственных страданий, на которых основаны его требования относительно компенсации морального вреда.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе представителя Министерства финансов РФ – Иванова А.Г. просит изменить решение суда в части компенсации морального вреда, ссылаясь на отсутствие оснований для этого.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда.

Из материалов дела следует, что Бельский В.А. является инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС.

Статьей 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанной категории граждан гарантируется предоставление мер социальной поддержки.

В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Бельский В.А. как инвалид-чернобылец имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В силу положений п. 3 ст. 6.5 ФЗ № 178-ФЗ порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864 «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан».

Согласно п.4 указанного Постановления Правительства РФ № 864 финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования.

Согласно п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 328 от 29.12.2004 года, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.

Таким образом, обязательства Фонда по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.

Из материалов дела следует, что действительно на конец 2010 года из-за недостаточного финансирования свое право на получение санаторно-курортной путевки реализовали только 31,1 % льготников.

Между тем бюджетное финансирование в объеме, недостаточном для покрытия расходов по реализации прав на санаторно-курортное лечение всех обратившихся граждан, не может являться основанием для отказа в получении ими денежной компенсации за непредоставленную путевку.

С учетом этого, вывод суда о необходимости взыскания с ответчика стоимости данной социальной услуги является правильным, поскольку непредоставление ФСС Бельскому В.А. путевки на санаторно-курортное лечение с учетом выполнения им всех необходимых для этого условий, нарушило его права, гарантированные действующим законодательством, в том числе ст.42 и 53 Конституции РФ во взаимосвязи со ст.15 ФЗ «Об использовании атомной энергии», предусматривающими возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что истец не реализовал свое право на рекомендованное ему санаторно-курортное лечение в 2010 году не по своей вине, и в результате этого были нарушены его личные неимущественные права на социальное обеспечение и охрану здоровья, повлекшие необходимость приема обезболивающих препаратов, суд пришел к правильному выводу о необходимости компенсации морального вреда.

Размер присужденной компенсации в полной мере отвечает требованиям разумности и справедливости.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы являются несостоятельными.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Великолукского городского суда от 14 февраля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства финансов РФ – Иванова А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи Н.Ю. Белоногова

В.Е. Игошин

н

-32300: transport error - HTTP status code was not 200