Поскольку к участию в деле не было привлечен орган, принявший оспариваемый акт, решение суда отменено в связи с нарушением норм процессуального права.



Судья Долгорукова Е.В. Дело № 33-416/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

Председательствующего: Игошина В.Е.,

Судей: Ениславской О.Л., Спесивцевой С.Ю.,

при секретаре: Борисенковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 05 апреля 2011 года кассационную жалобу Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Великолукского районного суда от 01 марта 2011 года, которым постановлено:

Признать отказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области об отказе в предоставлении Смирновой З.А. субсидии на приобретение или строительство жилого помещения незаконным.

Обязать Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить Смирновой З.А. субсидию на приобретение или строительство жилого помещения.

Выслушав доклад судьи Игошина В.Е., объяснения представителя Смирновой З.А. – Воробьева Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смирнова З.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области об отказе в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование требований указала, что она является вдовой умершего (дата) инвалида Великой Отечественной войны - С.М.И.. Решением Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ей было отказано в предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в рамках Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с тем, что она проживает в доме, принадлежащем на праве собственности дочери В.В.С.., и на основании ст. 31 Жилищного кодекса РФ является членом ее семьи, а площадь на каждого члена семьи, проживающего в данном доме, составляет 16,23 кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения по Великолукскому району. Считает отказ незаконным, поскольку проживание в доме дочери носит вынужденный характер, обусловленный уничтожением дома, в котором она проживала совместно с мужем до его смерти, в результате пожара; собственного жилья она не имеет. С учетом этого, просила осуществить защиту ее прав в судебном порядке.

Представитель Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, предоставив суду письменный отзыв на заявленные требования.

В своем отзыве начальник управления Мнацаканян А.Л. требования Смирновой З.А. не признал по мотивам аналогичным обжалуемому решению. Также указал, что Администрация Великолукского района неправомерно поставила Смирнову З.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она не имеет права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права. Так, кассатор указывает, что вывод суда о нуждаемости Смирновой З.А. в улучшении жилищных условий и законности постановки ее в связи с этим на соответствующий учет противоречат ст.ст.31, 51 Жилищного Кодекса РФ. Кроме того, кассатором указывается, что судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица не была привлечена Администрация Псковской области, однако исходя из требований Положения о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, утвержденного Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006г. № 326, это являлось обязательным. Помимо прочего, суд, по мнению кассатора, обязывая Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области предоставить заявительнице субсидию, вышел за рамки заявленных ею требований.

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом установлено, что Смирнова З.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, имеющей право на меры социальной поддержки.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ № 714 от 07.05.2008г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» к числу таких мер относится обеспечение указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета.

Обязательным условием для реализации данного права вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятие на соответствующий учет.

Как видно из материалов дела, Постановлением Администрации Великолукского района от (дата).2010г. Смирнова З.А. была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Впоследствии решением жилищной комиссии при Администрации Великолукского района от (дата)2011г. Смирнова З.А. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, а решением этой же комиссии от (дата)2011г. восстановлена в очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В силу Закона Псковской области от 07.07.2006г. № 563-ОЗ «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Псковской области» меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в форме субсидий на приобретение или строительство жилых помещений.

Во исполнение указанного Закона Постановлением Администрации Псковской области от 14.08.2006г. № 326 утверждены Положение о порядке предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также Положение о комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Согласно вышеуказанным нормативным актам граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, обращаются с заявлением и пакетом необходимых документов в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о предоставлении им субсидии, которые, в свою очередь, направляют документы в Главное государственное управление социальной защиты населения по Псковской области.

Управление на основании представленных территориальными управлениями или уполномоченными учреждениями документов, формирует сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и запрашивает у граждан, включенный в список выписку из домовой книги по месту жительства или выписку из лицевого счета на занимаемое жилое помещение по месту жительства; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности у гражданина жилого помещения.

Список претендентов на получение субсидии в текущем году и документы на каждого гражданина, включенного в данный список, направляются на рассмотрение комиссии при Администрации области по вопросам предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Комиссия на основании документов, представленных Управлением на каждого гражданина, включенного в список претендентов на получение субсидий в текущем году, принимает решение о предоставлении или отказе в представлении субсидии в текущем году. В случае необходимости уточнения данных комиссия вправе принять решение о предоставлении гражданами дополнительных документов.

О принятом комиссией решении Управление в течение пяти рабочих дней уведомляет граждан и оформляет на граждан, в отношении которых принято решение комиссии о предоставлении субсидии, свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Исходя из изложенного, Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области не наделено полномочиями по принятию решений о предоставлении или отказе в предоставлении гражданам субсидий на приобретение или строительство жилого помещения, а является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки с учетом принятых Комиссией при Администрации Псковской области соответствующих решений.

Из материалов дела следует, что фактически Смирновой З.А. в заявлении оспаривается решении Комиссии об отказе в предоставлении субсидии, о котором она была уведомлена письмом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области 04.02.2011 года (само решение Комиссии судом от сторон не истребовано и в материалах дела отсутствует), в связи с чем к участию в деле должна была быть привлечена в качестве заинтересованного лица Комиссия при Администрация Псковской области.

В соответствии с положениями части 1 статьи 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие).

Однако требования данной процессуальной нормы судом не были выполнены.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 364 ГПК РФ разрешение вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является основанием к отмене судебных постановлений.

Нарушение судом процессуальных прав заинтересованного лица, не привлеченного к участию в деле, признается судебной коллегией существенным нарушением норм процессуального права, влияющим на исход дела, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем решение суда подлежит отмене, а дело – направлению на новое судебное разбирательство.

Помимо указанного, из дела усматривается, что в целом позиция Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области сводилась к оспариванию законности постановки Смирновой З.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, что является неотъемлемым условием для получения меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья. Указанное может свидетельствовать о наличии спора о праве.

Таким образом, для полного и правильного разрешения вопроса о законности решения Комиссии при Администрации Псковской области о предоставлении Смирновой З.А. меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья, являлось обязательным привлечение к участию в деле Комиссии при Администрации Псковской области, к полномочиям которой входит проверка наличия или отсутствия оснований для постановки заявительницы на учет нуждающихся в получении жилых помещений, как и наличие в деле самого обжалуемого решения этой Комиссии.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Великолукского районного суда от 01 марта 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий В.Е. Игошин

Судьи О.Л. Ениславская

С.Ю. Спесивцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200