требования прокурора обоснованно оставлены без удовлетворения, поскольку оспариваемые пункты договоров о стационарном обслуживании, заключенных между гражданами и ГУСО `Пушкиногорский дом ветеранов` не противоречат ФЗ и законодательству Псковской обл



Судья Воронков В.Д. Дело №33-880/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2011 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

судей Яроцкой Н.В. и Рубанова Р.В.,

при секретаре Сорокиной Ю.А.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя прокурора Пушкиногорского района Псковской области Михайлова П.Н. на решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 17 мая 2011 года, которым постановлено:

- В удовлетворении иска прокурору Пушкиногорского района в интересах: Турьяновой Нины Ивановны, Михайловой Тамары Михайловны, Шапковой Феодосии Павловны, Краевской Валентины Ивановны, Чулковой Людмилы Ивановны, Мизиной Зинаиды Михайловны, Спельман Анны Андреевны, Абрамовой Евгении Ивановны, Судаковой Веры Федоровны, Бажановой Анны Михайловны, Устиновой Тамары Устиновны, Васильева Бориса Ивановича, Тимофеевой Ольги Тимофеевны, Галуниной Нины Васильевны, Воробьева Владимира Михайловича, Никифоровой Марии Васильевны, Блиновой Нины Александровны, Свиридовой Нины Цодиковны, Третьяковой Анны Гавриловны, Никифоровой Марии Платоновны, Никандрова Ивана Степановича, Якобчука Дмитрия Дмитриевича, Родионова Михаила Петровича, Баслаковской Антонины Дмитриевны, Никоновой Евгении Васильевны, Ивановой Антонины Павловны к ГУ социального обслуживания «Пушкиногорский дом ветеранов» о признании положений п. .... договора о стационарном обслуживании граждан недействительным и обязании привести вышеуказанный пункт договора в соответствии с требованиями законодательства, отказать.

Выслушав доклад судьи Рубанова Р.В., прокурора Лепихину М.Н., поддержавшую доводы кассационного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Пушкиногорского района Псковской области, действуя в интересах пенсионеров Турьяновой Н.И., Михайловой Т.М., Шапковой Ф.П., Краевской В.И., Чулковой Л.И., Мизиной З.М., Спельман А.А., Абрамовой Е.И., Судаковой В.Ф., Бажановой А.М., Устиновой Т.У., Васильева Б.И., Тимофеевой О.Т., Галуниной Н.В., Воробьева В.М., Никифоровой М.В., Блиновой Н.А., Свиридовой Н.Ц., Третьяковой А.Г., Никифоровой М.П., Никандрова И.С., Якобчука Д.Д., Родионова М.П., Баслаковской А.Д., Никоновой Е.В. и Ивановой А.П., обратилась в суд с исками к ГУ социального обслуживания «Пушкиногорский дом ветеранов». Просит признать недействительными положения пункта .... договоров о стационарном обслуживании, заключенных ответчиком с перечисленными гражданами, и обязать ответчика привести вышеуказанный пункт договора в соответствии с требованиями законодательства.

В обоснование исков указано на то, что в целях реализации положений ст. 24 Федерального закона от 02.08.1995 года №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и в соответствии с Законом Псковской области от 29.12.2004г. № 395-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Псковской области», администрацией Псковской области принято постановление от 27.02.2006 года №71 «О стационарном социальном обслуживании».

Пунктом 5 раздела VI Постановления установлено, что размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан составляет не более 75% установленной им пенсии.

Как установлено прокурорской проверкой, оспариваемыми пунктами договоров плата за стационарное обслуживание вышеуказанных граждан установлена в размере, превышающем 75 % размера назначенной им пенсии, в связи с чем, по мнению прокурора, эти положения договоров на основании ст. 168 и ст. 180 ГК РФ должны быть признаны недействительными, как не соответствующие требованиям законодательства.

В ходе рассмотрения дела иски прокурора были объединены в одно производство.

В судебном заседании заместитель прокурора Пушкиногорского района Михайлов М.Н. исковые требования поддержал.

Дело рассмотрено в отсутствие граждан, в интересах которых были заявлены исковые требования (далее истцов), извещенных о месте и времени рассмотрения дела через администрацию ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» и не сообщивших суду о причинах неявки в судебное заседание.

Представитель ГУСО Иванов В.В. и представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Белкин И.Н. исковые требования не признали, и в качестве своих возражений указали на то, что в ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» функционируют два отделения- бюджетное и с пребыванием на условиях полной оплаты с более комфортными условиями, не отнесенными к Перечню гарантированных социальных услуг, что не противоречит действующему законодательству. Вышеуказанные граждане добровольно согласились проживать в ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» на условиях полной оплаты.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении заместитель прокурора Пушкиногорского района Псковской области Михайлов П.Н. ставит вопрос о его отмене и об удовлетворении иска по мотивам неправильного применения судом норм материального права.

ГГУ социальной защиты населения Псковской области в отзыве на кассационное представление находит необходимым решение суда отменить и на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ».

Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационного представления и возражений на него, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Пенсионеры и инвалиды, содержащиеся в домах ветеранов как нуждающиеся в постороннем уходе, относятся к тем социально-незащищенным слоям населения, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обраться в суд. В этой связи у прокурора в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ имелись достаточные полномочия для предъявления исков в защиту прав и законных интересов вышеуказанных лиц.

Поскольку согласно ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ и федеральными законами, нарушение прокурором ведомственных указаний при обращении в суд в защиту интересов вышеуказанной категории граждан не может рассматриваться как основание для оставления предъявленных им исков без рассмотрения.

Прокурор основывает свои исковые требования на положении ст. 168 ГК РФ, в соответствии с которым сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Частями 1 и 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно статьи 24 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004г.) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание в государственных учреждениях социального обслуживания может осуществляться на условиях полной или частичной оплаты в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона Псковской области от 29.12.2004 N 395-оз (в редакции от 06.02.2006) "О социальном обслуживании граждан в Псковской области" предусмотрено, что порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания определяются Администрацией Псковской области.

Администрация Псковской области Постановлением от 27.02.2006 N 71 "О стационарном социальном обслуживании" утвердила Порядок и условия предоставления стационарного социального обслуживания, пунктом 1 раздела VI которого (в редакции от 14.01.2011) предусмотрено, что плата за стационарное социальное обслуживание граждан производится на основании договора о стационарном социальном обслуживании, заключаемого между гражданами и учреждениями по форме, предусмотренной в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Согласно пункту 1.1. установленной в названном приложении формы вышеуказанного договора Исполнитель обязуется принять на стационарное социальное обслуживание Гражданина с предоставлением социальных услуг, предусмотренных перечнем гарантированных социальных услуг, утвержденных Администрацией Псковской области.

Пунктом 5 раздела VI Порядка и условий предоставления стационарного социального обслуживания размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан установлен в размере не более 75% установленной им пенсии.

Анализ приведенных норм указывает на применение Порядка и условий предоставления стационарного социального обслуживания при оказании только тех услуг, которые предусмотрены Перечнем гарантированных социальных услуг, утвержденных Администрацией Псковской области.

Администрация Псковской области Постановлением от 3 марта 2006 г. N 87 также утвердила Порядок оказания платных социальных услуг, пунктом 1 которого предусмотрено, что социальные услуги, входящие в Перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания области, утвержденный Администрацией области (далее - Перечень), предоставляются гражданам, не имеющим права на бесплатное оказание социальных услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона области "О социальном обслуживании граждан в Псковской области", на условиях как частичной, так и полной оплаты.

Социальные услуги, не входящие в Перечень, оказываются гражданам на условиях полной оплаты.

Пункт 4 Порядка оказания платных услуг предусматривает, что социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, в достаточной мере обеспеченным как за счет собственных доходов, так и за счет доходов членов своей семьи.

Как следует из материалов дела платное отделение на 25 койко-мест образовано в ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» для всестороннего удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов на основании Приказа Главного государственного Управления социального развития и труда Псковской области от 18.08.2006г. №...., которым разработаны методические рекомендации по формированию цен на платные услуги. Расчеты стоимости проживания в ГУСО «Пушкиногорский дом ветеранов» по этим рекомендациям производятся ежегодно.

Оспариваемыми пунктами договоров о предоставлении стационарного социального обслуживания вышеуказанным гражданам установлена ежемесячная плата за оказываемые услуги в полном размере стоимости проживания, превышающем 75% пенсии, назначенной истцам.

Вместе с тем пункты 1.1. оспариваемых договоров предусматривают в качестве предмета договора социальное обслуживание истцов с предоставлением социальных услуг, как предусмотренных Перечнем гарантированных социальных услуг, так и с предоставлением дополнительных социальных услуг, не предусмотренных Перечнем.

В отличие от условий проживания в бюджетном отделении при частичной его оплате, на основе оспариваемых договоров истцам предоставляются более комфортные условия (одноместные номера площадью, превышающей установленные нормы, отдельные душевые кабины, туалет, пользование мягкой мебелью, обязательное наличие телевизора и холодильника (том .... л.д. ....)). Такие условия не содержатся в Перечне гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам государственными учреждениями социального обслуживания области, утвержденном Постановлением Администрации Псковской области от 22.12.2005 N 496.

Из материалов дела также видно, что зачисление истцов на платное отделение ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» производилось по их письменному заявлению, содержащему согласие либо согласие членов их семьи на полную оплату оказываемых истцам услуг.

Наличие возможности размещения истцов в бюджетном отделении ГУСО « Пушкиногорский дом ветеранов» на условиях частичной оплаты прокурором не оспаривается.

Тем самым истцы реализовали предусмотренное ст. 7 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» право на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, на условиях полной оплаты стоимости услуг при более комфортном содержании.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые пункты договоров не противоречат федеральному закону и законодательству Псковской области.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пушкиногорского районного суда Псковской области от 17 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление заместителя прокурора Пушкиногорского района Псковской области Михайлова П.Н. без удовлетворения.

Председательствующий Л.А. Новикова

Судьи Н.В. Яроцкая

Р.В. Рубанов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200