о признании незаконным снижения размера пенсии за выслугу лет.



Судья Королева Е.С. Дело №33-933

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

Председательствующего Новиковой Л.А.

Судей Рубанова Р.В., Спесивцевой С.Ю.

При секретаре Можейко О.Д.

рассмотрела в судебном заседании 12 июля 2011 года дело по кассационной жалобе Иванова Александра Владимировича на решение Псковского городского суда от 13 мая 2011 года, которым постановлено:

Иванову Александру Владимировичу в иске к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным решения о снижении размера военной пенсии в виде надбавки за выслугу лет на 5% отказать.

Выслушав доклад судьи Спесивцевой С.Ю., объяснения представителя Военного комиссариата Псковской области Фещенко М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Иванов А.В. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Псковской области о признании незаконным снижения размера пенсии за выслугу лет.

В обоснование иска указал, что с 1996 года является военным пенсионером, имеет выслугу более 20 лет. До августа 2009 года ему на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №941 выплачивалась пенсия из расчета 55% за выслугу лет, в которую в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года включалась служба в Вооруженных Силах Украины. С августа 2009 года пенсия за выслугу лет стала составлять 50%. Ссылаясь на статьи 1,2 Соглашения, Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Постановление Правительства от 22 сентября 1993 года №491 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», просил суд признать действия Военного комиссариата Псковской области по снижению размера военной пенсии за выслугу лет на 5% незаконными.

Представитель ответчика – Военного комиссариата Псковской области исковые требования Иванова А.В. не признал, пояснил, что для исчисления пенсии учитывается выслуга лет, дающая право на пенсию и выслуга лет для исчисления процентной надбавки. Изменение выслуги лет для исчисления процентной надбавки произведено на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года №524. При этом номинальный размер пенсии истца не уменьшался.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Иванов А.В. просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений Военного комиссариата Псковской области на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела видно, что Иванов А.В. в период с <данные изъяты> 1992 года по <данные изъяты> 1996 года служил в Вооруженных Силах Украины. Пенсия ему назначена по избранному месту жительства с сентября 1996 года, выслуга лет составила 20 лет 3 месяца 22 дня в календарном исчислении (л.д.21-24, 28-31).

В соответствии со статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств, заключенного в г. Ташкенте 15 мая 1992 года, в состав участников которого входила и Россия, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников Содружества осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств – участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам – на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 2 названного Соглашения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств – участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Порядок определения процентной надбавки за выслугу лет был установлен Положением о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенным в действие приказом Министра Обороны СССР №075 от 1978 года.

Согласно пунктам 100, 101 Положения в выслугу лет офицеров для выплаты процентной надбавки за выслугу лет в календарном порядке засчитывались периоды службы на должностях офицерского состава Советской Армии, Военно-Морском флоте, Железнодорожных войсках со дня подписания приказа о присвоении офицерского звания до дня исключения из списков части.

Статьей 43 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливалось, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и для их исчисления учитываются в порядке, определяемом Советом Министров (Правительством) Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет.

Принятым Правительством Российской Федерации Постановлением от 27.01.1993 №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты», устанавливались размеры процентных надбавок за выслугу лет, а не порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки.

При этом приказ Министра Обороны №075 от 1978 года не был отменен или признан утратившим силу и фактически перестал применяться в связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 14 июля 2000 года №524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту», устанавливающие порядок исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки.

В соответствии с пунктом 2 Правил в выслугу лет военнослужащих для назначения процентной надбавки за выслугу лет засчитываются в календарном исчислении:

военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

Доказательств, свидетельствующих о соблюдении Ивановым А.В. данного условия, материалы дела не содержат.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о законности подсчета процентной надбавки за выслугу лет Иванова А.В. не противоречит материалам дела и требованиям закона.

Как видно из материалов дела, процентная надбавка в размере 55% была установлена Иванову А.В. ошибочно.

Так, при назначении пенсии в сентябре 1996 года процентная надбавка составляла 30%. В последующем размер процентной надбавки увеличивался в соответствии с законодательством, регулирующим ее размер и периоды службы, за которые она назначалась. При подсчете выслуги лет на процентную надбавку не был исключен период службы истца в Вооруженных Силах Украины (л.д. 21-24, 28-31, 33), что противоречило требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года №524.

С 01 августа 2009 года Иванову А.В. выплачивается пенсия в размере, приведенном в соответствии с законодательством путем исключения из выслуги лет на процентную надбавку периода его службы в Вооруженных Силах Украины, то есть исходя из процентной надбавки 50% при выслуге более 15 лет (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года №524).

Право исправления допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки предусмотрено пунктом 10 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года (в ред. 27 июля 2010 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Доводы кассационной жалобы о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих, устанавливаемый законодательством государств- участников, в соответствии с Соглашением не может быть ниже уровня, установленного ранее действующими законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, не могут быть приняты во внимание, поскольку Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года не регулирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, касающиеся подсчета выслуги лет для исчисления процентной надбавки.

Ссылки кассационной жалобы на Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №491 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», не влияют на решение суда, поскольку указанное Постановление не предусматривает подсчет выслуги лет на процентную надбавку.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом не рассмотрено требование Иванова А.В. о правомерности уменьшения военным комиссариатом процентной надбавки за выслугу лет в одностороннем порядке, без уведомления пенсионера о данном уменьшении, не может повлечь отмены решения суда, так как не влияет на вывод о его законности. Как видно из текста искового заявления, Иванов А.В. в его мотивировочной части ссылается на неправомерность действий военного комиссариата, которым он не уведомлялся об изменении процентной надбавки за выслугу лет, однако, резолютивная часть иска - не содержит какого-либо требования в этой части.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, а поэтому оснований для отмены решения, не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда от 13 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Александра Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий Л.А. Новикова

Судьи Р.В. Рубанов

С.Ю. Спесивцева

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200