Ненадлежащее исполнение волостной Администрацией обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора послужило основанием для удовлетворения иска.



Судья Архипов Е.В. Дело № 33-1015/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2011 года город Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

В составе:

Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

Судей: Рубанова Р.В. и Спесивцевой С.Ю.,

при секретаре: Новиковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации сельского поселения «...» на решение Псковского районного суда Псковской области от 15 июня 2011 года, которым постановлено:

Исковое заявление Псковского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «...» Псковского района Псковской области об организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию муниципального образования «...» Псковского района Псковской области в срок до 01.07.2012 года организовать на территории муниципального образования «...» сбор и вывоз твердых бытовых отходов в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания территорий населенных мест».

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Ельчаниновой Г.А., объяснения Главы сельского поселения «...» - З.А.Г., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Анашкиной М.М., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации муниципального образования «...» Псковского района о возложении обязанности по организации на территории муниципального образования сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов в соответствии с установленными требованиями.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ответчик не исполняет возложенные на него действующим законодательством РФ обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц, гарантированные ст.42 Конституции РФ, на благоприятную окружающую среду. Так, на всей территории МО «...» не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, не определен порядок сортировки отходов на их виды, отсутствуют места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, отсутствуют генеральная схема очистки населённых пунктов, договор-график на вывоз твёрдых бытовых отходов, согласованный с ТО Роспотребнадзора, проект нормативов образования отходов с разработкой соответствующих мероприятий, расчетное и фактическое наличие площадок с контейнерами, нет официальной свалки.

Исходя из изложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию МО «...» организовать на всей территории данного муниципального образования сбор и вывоз твердых бытовых отходов в срок до 01 июля 2012 года в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные Правила содержания территорий населенных мест».

Представители ответчика – Н.В.В. и Глава сельского поселения «...» З.А.Г. иск не признали. Указали, что Администрация МО «...» не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку сбор и вывоз твердых бытовых отходов должна осуществлять управляющая организация - МУПП ЖКХ в соответствии с договором о вывозе твердых бытовых отходов и п.3.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Третье лицо – представитель МУПП ЖКХ Псковского района Л.А.М. поддержал заявленные прокурором требования. Пояснил, что согласно договору на вывоз твердых бытовых отходов от 01 мая 2011 года № 101 на управляющую организацию возложена обязанность только по вывозу бытовых отходов, а обязанность по оборудованию контейнерных площадок лежит на Администрации МО «...». При этом управляющей организацией плата за вывоз твердых бытовых отходов с жителей указанного муниципального образования не взимается.

Третье лицо – представитель Управления Роспотребнадзора по Псковской области Б.Н.Е. также поддержала заявленный прокурором иск.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Администрацией сельского поселения «...» ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В частности указывается на то, что в рассматриваемом случае ответственность за санитарно-эпидемиологическое благополучие должна быть возложена на управляющую организацию - МУПП ЖКХ Псковского района, поскольку в соответствии с договором от 01 мая 2011 года она взяла на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов. Кроме того, указано, что данная услуга является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Ссылаясь на данные обстоятельства, а также на то, что ответчиком на всей территории сельского поселения «...» в благоустроенном жилом фонде для сбора твердых бытовых отходов оборудованы водонепроницаемые площадки с металлическими контейнерами, а в домовладениях, не имеющих канализации – деревянные и металлические сборники, кассатор считает, что сбор и вывоз мусора на территории сельского поселения ответчиком организован в соответствии с Правилами санитарного содержания и благоустройства территории сельского поселения «...».

Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и отзыва на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Постановляя решение, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящими организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора к вопросам местного значения поселения.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Аналогичные полномочия закреплены в подп. 18 п.1 ст. 4 Устава МО «...».

Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду.

По настоящему делу установлено, что Администрация сельского поселения «...» организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора должным образом не осуществляла.

Поскольку указанное обстоятельство, подтвержденное актами проверки, проведенной прокуратурой совместно с Управлением Роспотребнадзора по Псковской области, свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией МО «...» полномочий по решению указанных вопросов местного значения, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленный прокурором иск.

Довод кассационной жалобы о том, что ответственность за санитарно-эпидемиологическое благополучие должна быть возложена в данном случае на МУПП ЖКХ Псковского района, как на управляющую организацию, с которой Администрацией сельского поселения «...» заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов от 01 мая 2011 года, не может быть принят во внимание.

Так, при наличии данных о несоответствии мест для сбора мусора установленным требованиям Администрация сельского поселения «...» не может быть освобождена от возложенной на неё законом обязанности по организации соответствующих действий. Тем более, что по условиям данного договора от 01 мая 2011 года, заключенного уже после обращения прокурора в суд с заявленным иском, МУПП ЖКХ Псковского района взяло на себя обязательства только по вывозу твердых бытовых отходов, а Администрация сельского поселения «...» приняла обязательства по оборудованию контейнерных площадок и их содержанию.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правильности выводов суда и, соответственно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам по делу, и оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского районного суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации сельского поселения «...» - без удовлетворения.

Председательствующий Г.А. Ельчанинова

Судьи Р.В. Рубанов

С.Ю. Спесивцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200