Судья Фурман Т.Н. Дело № 33-1069/2011 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 16 августа 2011г. г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда В составе председательствующего: Ельчаниновой Г.А. Судей Белоноговой Н. Ю., Виноградовой О.А. при секретаре Солодовникове А.А. Рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Собрания депутатов Струго-Красненского района на решение Стругокрасненского районного суда от 01 июля 2011 года по делу по заявлению прокурора Стругокрасненского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Струго-Красненский район» к Собранию депутатов Струго-Красненского района о признании незаконным нормативного правового акта, которым постановлено: заявление прокурора Стругокрасненского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Струго-Красненский район» о признании недействующим и не подлежащим применению решение Собрания депутатов Струго-Красненского района от 16.03.2011 г. №256 «О внесении изменений в решение Собрание депутатов района от 18 декабря 2009г. №200 «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год» удовлетворить. Признать противоречащим статьям 5, 12, 65, 83, 86, 111, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и недействующим решение Собрания депутатов Струго-Красненского района от 16.03.2011г. № 256 «О внесении изменений в решение Собрание депутатов района от 18 декабря 2009г. №200 «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год» со дня его принятия. Сведения о принятом решении опубликовать в газете «Струги» в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу. Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения прокурора Лепихиной М.Н., представителей Собрания депутатов Струго-Красненского района Крайника С.И. и Кокина Н.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор Стругокрасненского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «Струго-Красненский район» к Собранию депутатов Струго-Красненского района о признании недействующим и не подлежащим применению с момента издания решения Собрания депутатов Струго-Красненского района №256 от 16.03.2011 года «О внесении изменений в решение Собрания депутатов района от 18.12.2009 №200 «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год». В обоснование заявления указано, что вышеуказанным решением в марте 2011 года, то есть после окончания 2010 финансового года, внесены изменения в ряд статей расходов и доходов районного бюджета на 2010 год, что противоречит действующему бюджетному законодательству, поскольку в соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Бюджет муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год утвержден решением Собрания депутатов Струго-Красненского района от 18.12.2009 года №200 «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год», которое не содержит указаний о сроках своего действия после окончания 2010 года. Поскольку в силу статей 12, 65, 83, 86, 111, 242 БК РФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия, прокурор просил признать незаконным оспариваемое решение Собрания депутатов Струго-Красненского района, как противоречащее федеральному законодательству и нарушающее права и законные интересы, в том числе, неопределенного круга лиц. Представители муниципального образования «Струго-Красненский район» и Собрания депутатов Струго-Красненского района заявление прокурора не поддержали, указав, что принятие оспариваемого решения за пределами финансового года не является признаком, указывающим на нарушение бюджетного законодательства, поскольку согласно ст.31 БК РФ органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Полагали, что в бюджетном законодательстве нет прямого запрета на возможность внесения изменений в решение о бюджете после окончания финансового года. Кроме того, поправки, предусматривающие выделение дополнительного финансирования Струго-Красненскому району, были внесены в Закон Псковской области «О бюджете на 2010 год» 29.12.2010 года. Указанный областной закон был опубликован только 31.12.2010 года, поэтому внесение изменений в бюджет муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год до конца финансового года было технически невозможным. Также указали, что права неопределенного круга лиц данными изменениями не нарушены, так как касались денежных средств в сумме <......> рублей, которые поступили из бюджета субъекта на программное обеспечение «Бюджетная Информационная Система формирования Муниципальных Заданий» Администрации района и затронули интересы только одного работника Администрации, который работает с данной программой. Поступившие средства были освоены 28.12.2010 года, своим решением Собрание депутатов лишь узаконило их использование. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Собрания депутатов Струго-Красненского района ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения и прекращении производства по делу в связи с допущенными нарушениями норм материального права и процессуального права. В частности, по мнению кассатора, суд необоснованно рассмотрел настоящее дело в порядке гл.24 ГПК РФ, тогда как оспариваемый акт не является нормативным и в настоящее время фактически не действует. Также в кассационной жалобе указывается, что оспариваемое решение Собрания депутатов Струго-Красненского района не противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит прямого запрета на возможность внесения изменений в соответствующий бюджет и после окончания финансового года, а права лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд, не нарушены. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. В силу ст.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) закон (решение) о бюджете вступает в силу с 01 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. В соответствии со ст. 12, 65, 83, 86, 111, 242 БК РФ образование и расходование бюджета также формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе и принцип единства бюджетной системы (ст.29), согласно которому законодательно закрепляется единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом в соответствии со ст. 2 БК РФ федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, не могут противоречить настоящему Кодексу. Установлено, что 18.12.2009 года Собрание депутатов Струго-Красненского района приняло решение «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год», которым были урегулированы бюджетные отношения одного определенного им периода – с 1 января по 31 декабря 2010 года. Поскольку иных указаний о сроках своего действия данное решение не содержало, то оно прекратило свое действие 31 декабря 2010 года. Между тем, 16 марта 2011 года, то есть после завершения 2010 финансового года этим же представительным органом было принято решение №256 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов района от 18.12.2009 года №200 «О бюджете муниципального образования «Струго-Красненский район» на 2010 год», которым вносились изменения в его ст. ст.1, 10, 11, а приложения 5,6,7,10 к решению о бюджете района были изложены в новой редакции; решение опубликовано 23 марта 2011 года в районной газете «Струги» №21-23. Поскольку оспариваемым решением фактически были внесены изменения в прекративший свое действие нормативный правовой акт, а исходя из вышеприведенных норм права изменения в акте о бюджете могли быть приняты только до окончания текущего финансового года, суд с учетом требований ст.253 ГПК РФ пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для признания его недействующим как противоречащего нормам федерального бюджетного законодательства. В этой связи доводы кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права не могут быть признаны состоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона. Наличие либо отсутствие технической возможности для внесения поправок в бюджет не может являться основанием для признания законным внесение указанных изменений по истечении финансового года в силу указанных норм бюджетного законодательства. Иное толкование означало бы возможность изменения бюджета года в течение неопределенного и неограниченного каким-либо сроком времени, что прямо бы нарушало установленный ст.29 Бюджетного кодекса РФ принцип единства бюджетной системы, означающий единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Довод кассационной жалобы о ненормативном характере оспариваемого решения Собрания депутатов Струго-Красненского района №256 от 16.03.2011 года не основан на законе по основаниям, указанным в решении суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия соглашается. Утверждение кассатора о том, что оспариваемым решением не нарушены права лиц, в интересах которых подано заявление, не может быть принято во внимание, поскольку бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием денежного фонда Струго-Красненского района, что напрямую затрагивает права и законные интересы всех жителей данного муниципального образования. К тому же, в соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года №48 при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность. Оснований считать оспариваемый акт утратившим силу в связи с утверждением бюджета на 2011 год не имеется, поскольку последнее обстоятельство существовало на момент его принятия, а утверждение отчета об исполнении бюджета не связано с истечением срока действия акта о бюджете. Иные доводы кассационной жалобы, связанные с нарушением норм процессуального права, не могут быть приняты во внимание, поскольку соответствующие обстоятельства не относятся к тем, которые в силу ч.2 ст. 364 ГПК РФ являются безусловными основаниями к отмене решения суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Стругокрасненского районного суда от 01июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Собрания депутатов Струго-Красненского района – без удовлетворения. Председательствующий: Г.А.Ельчанинова Судьи: Н.Ю.Белоногова О.А.Виноградова