Для признания права на предоставление субсидии на приобретение или стр-во жилого помещения для ветеранов ВОВ необходимо учитывать всех фактически проживающих в квартире лиц, вселение которых не зависит от воли лица, претендующего на ее получение.



Судья М.И.Мальгина Дело № 33-1087/2011

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда

В составе:

Председательствующего: Ельчаниновой Г.А.,

Судей: Белоноговой Н.Ю., Анашкиной М.М.,

При секретаре: Солодовникове А.А.,

рассмотрела в судебном заседании 16 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области на решение Псковского городского суда Псковской области от 20 июня 2011 года по делу по иску Макарова С.Я. к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области, Администрации Псковской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, признании права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и выдаче свидетельства о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которым постановлено:

Исковые требования Макарова С.Я. удовлетворить.

Признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, от 16 ноября 2010 года об отказе в предоставлении меры социальной поддержки Макарову С.Я..

Признать за Макаровым С.Я. право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.п.4 п.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», в виде предоставления субсидии на приобретение или строительство жилых помещений, обязав Главное Государственное управление социальной защиты населения Псковской области выдать Макарову С.Я. свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения представителя Макарова С.Я. – адвоката Гаркуша М.П., представителя судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Макаров С.Я. обратился в суд с иском к Администрации г.Пскова и Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области о признании нуждающимся в улучшении жилых условий с 15 апреля 2010 года и обязании предоставить ему в 2011 году субсидию на приобретение или строительство жилого помещения.

В дальнейшем Макаров С.Я. изменил исковые требования, адресовав их к Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области (далее –ГГУСРиТ Псковской области) и Администрации Псковской области: просил признать незаконным решение Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которым ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки, а также просил признать за ним право на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения и возложить на ГГУСРиТ Псковской области обязанность выдать ему свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

В обоснование исковых требований указал, что, являясь инвалидом Великой Отечественной войны, он в установленном порядке был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в сводный список претендентов на получение субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Однако 16 ноября 2010 года решением соответствующей комиссии при Администрации Псковской области ему было отказано в предоставлении меры социальной поддержки по мотиву отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий. По мнению истца, это решение является незаконным, поскольку не были учтены все лица, включая несовершеннолетних детей, фактически проживающие в занимаемом им жилом помещении, собственником которого он не является.

Представители ответчиков - Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и Администрации Псковской области иск не признали. Полагали, что Макаров С.Я. правом на получение вышеуказанной меры социальной поддержки не обладает, так как не является лицом, нуждающимся в жилых помещениях, поскольку обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи превышает учетную норму.

Представитель третьего лица - Администрации г.Пскова, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, возражений на иск не представил.

Судом постановлено указанное решение.

В кассационной жалобе Главное Государственное управление социальной защиты населения Псковской области просит отменить решение суда первой инстанции в части возложения на ГГУСРиТ обязанности выдать свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

По мнению кассатора, выдать свидетельство не представляется возможным, поскольку Макаров С.Я. исключен из сводного списка претендентов на получение субсидии в текущем году, а также отсутствует финансовая возможность исполнения решения суда.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Как установлено по делу, Макаров С.Я. - инвалид Великой Отечественной войны, проживает в квартире общей площадью <.......> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности дочери истца М.Р.С., ее супругу М.Г.Ф. и их сыну М.Д.Г.

Разрешая спор, суд обоснованно руководствовался статьей 14 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», подпунктом 4 пункта 1 которой предусмотрено, что инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.23.2 указанного закона. При этом инвалиды Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации независимо от их имущественного положения один раз.

Поскольку из представленных материалов усматривается, что Макаров С.Я. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 15 апреля 2010 года, его жилищное обеспечение должно осуществляться в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ, статья 51 которого устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В частности, нуждающимися в жилых помещениях признаются наниматели жилых помещений по договорам социального найма или члены их семей, либо собственники жилых помещений или членами их семей при условии, что на одного члена семьи приходится размер общей площади жилого помещения менее учетной нормы, устанавливаемой органами местного самоуправления.

Проверяя наличие указанного основания, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, установил, что в квартире <адрес> проживают, помимо собственников жилья, вселенные одним из собственников - М.Д.Г. в качестве членов семьи его супруга - М.М.В. с несовершеннолетними детьми, фактически не имеющие иного жилья для постоянного проживания.

Поскольку с учетом прав указанных лиц на названную жилую площадь, вселение которых не зависело от волеизъявления истца по делу, на каждого из членов семьи приходится менее учетной нормы общей площади, определяющей уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет нуждающихся в жилом помещении, суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Макарова С.Я. о признании незаконным решения Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и признании за ним права на предоставление субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

В этой части решение суда кассатором не оспаривается.

Что касается решения суда о возложении на Главное Государственное управление социальной защиты населения Псковской области обязанности выдать Макарову С.Я. свидетельство о предоставлении субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, то оснований для признания его незаконным судебная коллегия также не усматривает.

Так, в соответствии со ст.ст.11,12 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Статья 258 ГПК РФ в случае признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусматривает возложение обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.

Таким образом, следствием признания незаконным решения Комиссии при Администрации Псковской области по вопросам предоставления субсидий на приобретение (строительство) жилых помещений отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно являться восстановление нарушенного права Макарова С.Я., ранее включенного в сводный список претендентов на получение субсидии, в полном объеме.

Решение суда этим требованиям отвечает.

При изложенных обстоятельствах ссылка кассационной жалобы на отсутствие необходимого финансирования на выводы суда не влияет.

Таким образом, решение суда не противоречит материалам дела и требованиям закона, а кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда Псковской области от 20 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Государственного управления социальной защиты населения Псковской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А.Ельчанинова

Судьи: Н.Ю.Белоногова

М.М.Анашкина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200