Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановления не несут в себе нормативного содержания, а антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении нормативных правовых актов.



Судья Овчинников А.Г. Дело № 33-1147.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 августа 2011 года город Псков.

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

судей Белоноговой Н.Ю., Спесивцевой С.Ю.,

при секретаре Солодовникове А.А.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора города Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 6 июля 2011 года, которым постановлено:

Заявление прокурора города Пскова удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации города Пскова по непроведению антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов, Постановлений Администрации города Пскова №236 от 18 февраля 2011 года и №344 от 10.03. 2011 года и ненаправлению проектов этих нормативных правовых актов в прокуратуру города Пскова для проведения антикоррупционной экспертизы.

Обязать Администрацию города Пскова провести антикоррупционную экспертизу в отношении нормативных правовых актов, Постановлений Администрации города Пскова №236 от 18 февраля 2011 года и №344 от 10.03. 2011 года.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., объяснения прокурора Лепихиной М.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Пскова обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц. С учетом уточнений своих требований просит признать незаконным бездействие Администрации города Пскова по непроведению антикоррупционной экспертизы Постановлений Администрации города Пскова № 236 от 18 февраля 2011 года, №232 от 11 февраля 2011 года, №139 от 2 февраля 2011 года, №148 от 3 февраля 2011 года, № 344 от 10 марта 2011 года, от <__>г. и от <__>г., ненаправлению проектов этих актов в прокуратуру города Пскова для проведения антикоррупционной экспертизы, обязать Администрацию города Пскова провести такую экспертизу, а также опубликовать постановления №*** и № ***

В обоснование требований указано, что Администрация города Пскова не выполняет свои обязанности, возложенные на неё Федеральным законом от 17.07.2009 г. №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Решением Псковской городской Думы от 28.12.2009 №1068.

Представитель Администрации города Пскова Петров А.В. считает заявление прокурора необоснованным, в частности ссылаясь на то, что поскольку нет доказательств того, что непроведением экспертизы Администрация нарушила чьи-либо права и свободы, дело подлежит прекращению.

Представитель Администрации Псковской области Смирнова Т.М. полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, поскольку все указанные постановления являются нормативными.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационном представлении прокурор выражает несогласие и просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании незаконным бездействия Администрации города Пскова, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы постановлений от <__>г. и от <__>г.

Проверив материалы дела с учетом доводов кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проанализировав положения главы 25 ГПК РФ, Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года (ред. от 10 июня 2010 года) « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», дающих понятие нормативного правового акта, его признаков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановления Администрации города Пскова от <__>г. и от <__>г. не несут в себе нормативного содержания, а антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении нормативных правовых актов.

Вывод суда является правильным, соответствует нормам права при их правильном толковании.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации города Пскова от <__>г. «О ***» в пункте 1 установлена ставка почасовой оплаты труда независимых экспертов в размере *** рублей, в пункте 2 определено, что эта оплата осуществляется на основе договора гражданско-правового характера.

Постановлением Администрации города Пскова от <__>г. « О внесении изменений в Постановление Администрации города Пскова от <__>г. «О ***», внесены изменения в пункт 2 указанного постановления и определено, что оплата труда независимых экспертов осуществляется на основании договора гражданско-правового характера, заключенного между Администрацией города Пскова и независимым экспертом, форма договора и акта приемки-сдачи оказанных услуг прилагается.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» экспертизе подлежат нормативные правовые акты.

Признаки, которые характеризуют нормативный правовой акт, определены в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года (ред. от 10 июня 2010 года) « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». К ним относятся:

1. Издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом,

2. Наличие в нем правовых норм (правил поведения), которые:

- обязательны для неопределенного круга лиц,

- рассчитаны на неоднократное применение,

-направлены на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как видно из содержания вышеуказанных постановлений и как правильно указал суд, в этих актах нет властных, обязательных предписаний, правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, этот акт направлен не на урегулирование общественных отношений, а на оформление гражданско-правовых отношений Администрацией города Пскова с конкретной группой лиц - независимыми экспертами, то есть круг лиц определен.

Ссылка в кассационном представлении на то, что установленный в оспариваемом постановлении порядок действует не в отношении конкретных лиц, субъектами правоотношений выступает заранее не определенный с точки зрения персонификации, круг лиц (категория лиц), не может быть принята во внимание, поскольку неопределенность круга лиц означает отсутствие в нормативном правовом акте указания о неком лице или лицах, а в оспариваемых постановлениях этот круг лиц определен - эксперты.

Иные доводы представления не содержат ссылки на обстоятельства, предусмотренные ст.362 ГПК РФ в качестве оснований для отмены решения суда и выводы суда не опровергают.

В связи с вышеизложенным судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского городского суда Псковской области от 6 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора города Пскова - без удовлетворения.

Председательствующий: Л.А.Новикова

Судьи: Н.Ю. Белоногова

С.Ю. Спесивцева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200