Судья Мамаева Л.М. Дело № 33-1252 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 27 сентября 2011г. г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Сладковской Е.В. судей Ениславской О.Л. и Белоноговой Н.Ю. при секретаре Горбачевой Н.Г. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2011 года, которым постановлено: «Обязать ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области восстановить Альхимовича В.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий под номером ***.» Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения представителя кассатора - Фроловой И.В., объяснения представителя Альхимович В.А. - адвоката Семеновой О.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Альхимович В.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области о восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании предоставить жилое помещение при увольнении со службы. В обоснование требований указал, что с 1994г. он проходит службу в уголовно-исполнительной системе. В связи с необеспеченностью жильем в марте 2006г. им был подан рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Официального ответа получено не было, но конклюдентные действия ответчика подтверждали удовлетворение его обращения. Однако в 2011г. по адвокатскому запросу был получен ответ администрации колонии о том, что он в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий не учитывается. Таким образом, фактически он был снят с очереди без законных к тому оснований и с нарушением установленного порядка, поскольку указанный вопрос жилищно-бытовой комиссией учреждения не рассматривался и о принятом решении он не уведомлялся. С учетом этого истец полагал, что вправе требовать судебной защиты его нарушенных жилищных прав и интересов. В ходе судебного разбирательства Альхимович отказался от иска в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению его жилым помещением при увольнении со службы и данный отказ был принят судом. Представитель ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области иск не признал. Указал, что с введением в действие ЖК РФ постановка сотрудников учреждения на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы была прекращена. В связи с этим решения о постановке Альхименко на данный учет, а, следовательно, и о его снятии с него, не принималось. Судом постановлено указанное решение. В кассационной жалобе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного постановления, ссылаясь на неправильное применение материального закона и на неполноту исследования юридически значимых обстоятельств дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Признавая жилищные права Альхимовича В.А. нарушенными и подлежащими восстановлению, суд исходил из доказанности факта постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы и установления незаконности последующего снятия его с указанного учета. Эти выводы, а соответственно и решение в целом не могут быть признаны обоснованными. Установлено, что с ***1994г. Альхимович В.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности заместителя начальника колонии по тылу ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области. Согласно представленным истцом документам собственного жилья он не имеет, с октября 2005г. занимает жилую площадь по гражданско-правовым договорам найма (аренды). В марте 2006г. Альхимович был подан рапорт о постановке его по месту службы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, что никем не оспаривается. В тоже время бесспорных и объективных доказательств того, что данное обращение было удовлетворено, не имеется. Так, в мае 2006г. действительно было проведено обследование жилищных условий Альхимович, а в последующем в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внесена соответствующая запись. Однако, официальное решение жилищно-бытовой комиссии по указанному вопросу отсутствует. Допрошенный в качестве свидетеля председатель ЖБК - Самарин пояснил, что такого решения не принималось, поскольку ко времени рассмотрения рапорта Альхимович с представленными документами уже существовал запрет на постановку сотрудников УФСИН на очередь по месту службы в связи с принятием ЖК РФ. Именно с учетом этого первичная запись в книге учета в отношении Альхимович была им (свидетелем) уничтожена. Показания свидетелей Ш. и С. не конкретны, иные лица показали, что о постановке истца на учет им стало известно с его собственных слов. Представленная суду пустая папка с указанием ФИО истца и номером очереди ***, представляющая по его собственному утверждению обложку его учетного дела, не имеет доказательственного значения. При таких обстоятельствах факт постановки Альхимович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не мог быть признан нашедшим своё объективное подтверждение. Более того, даже в случае доказанности принятия в отношении истца соответствующего решения оно не имело бы юридического значения, поскольку по существу являлось бы ничтожным в силу противоречия закону. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, вступившего в действие еще с 01.03.2005г., «принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.» Таким образом, учет Альхимович в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не мог быть осуществлен по месту службы в связи с отсутствием к этому законных оснований. Данный вывод полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, а также сложившейся судебной практикой. Ссылка суда 1 инстанции на определение Верховного Суда РФ № 2н-9/09 от 14.04.2009г. несостоятельна. Этим судебным актом признаны противоречащими закону нормы Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998г., в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих- граждан, подлежащих увольнению после 01 января 2005г. Вместе с тем в соответствии с п.1 данных Правил и применительно к ним сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к сотрудникам органов внутренних дел, а не к военнослужащим, под которыми понимаются граждане, проходящие военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В отсутствие законного решения о постановке Альхимович на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вопрос о правомерности его снятия с этого учета не мог являться предметом исследования и правовой оценки. На основании изложенного судебная коллегия признает постановленное решение подлежащим отмене и в виду отсутствия необходимости в установлении и исследовании новых обстоятельств и доказательств по делу находит возможным постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований. При этом учитывается, что в целях реализации жилищных прав истец сохраняет возможность решения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий путем обращения с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Великолукского городского суда Псковской области от *** 2011 года по гражданскому делу № *** отменить. Постановить новое решение, которым в удовлетворении иска Альхимович В.А. к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Псковской области о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать. Председательствующий Е.В.Сладковская Судьи О.Л. Ениславская Н.Ю.Белоногова