ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД от 15 ноября 2011г. по делу №33-1517 Судья Адаев И.А. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА в составе: ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Виноградовой О.А., СУДЕЙ: Мурина В.А., Анашкиной М.М. при секретаре Павлович О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2011 года в городе Пскове гражданское дело по кассационной жалобе С.Е.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 сентября 2011 года по иску С.Е.В. к Государственному учреждению – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконными и взыскании убытков, которым постановлено: В удовлетворении иска С.Е.В. к Государственному учреждению – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании бездействия незаконными и взыскании убытков отказать. Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Псковского областного суда Мурина В.А., выслушав объяснения представителя ГУ – Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Б.Н.В., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: С.Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Региональное отделение ФСС РФ) о признании бездействия по необеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и о взыскании убытков в сумме ...руб., возникших из собственных расходов на санаторно-курортное лечение и его организацию. В обоснование указала, что является инвалидом и имеет указания в карте реабилитации о необходимости ежегодного санаторно-курортного лечения. В связи с этим, 27.10.2010 она обратилась с заявлением в Региональное отделение ФСС РФ с просьбой о предоставлении ей путевки в июле-августе 2011 года. К заявлению приложила справку от 27.08.2010 из поликлиники для получения путевки. Требование о предоставлении путевки в летний период обосновала свой преподавательской деятельностью. Поскольку в указанный период путевка не была ей предоставлена, она была вынуждена за свой счет приобрести себе и сопровождающему ее лицу путевки в санаторий «...» Краснодарского края на общую сумму ... руб., кроме того, она понесла расходы на проезд до санатория в сумме ...руб., расходы на телефонные переговоры, связанные с организацией приобретения путевок в сумме ...руб., а всего ...руб. Отметила, что все лица, имеющие право на получение государственной социальной помощи, по их желанию и медицинским показаниям должны быть обеспечены ежегодным санаторно-курортным лечением. Так как при отказе в предоставлении санаторно-курортного лечения были грубо нарушены ее право на реабилитацию, которое гарантировано законом, просила признать бездействие ответчика незаконными, взыскать с ответчика убытки в указанной выше сумме, а также ... рублей судебных расходов. В судебном заседании С.Е.В. исковые требования поддержала. Представители ответчика Б.Н.В. и Л.Г.М. иск не признали, мотивировав свою позицию тем, что летом 2011 году С.Е.В. не была предоставлена путевка по объективным причинам, не зависящим от ответчика, в связи с израсходованием объема денежных средств, выделенных ассигнований на указанные цели в 2011 году. Поскольку положения действующего законодательства предусматривают только оплату Фондом стоимости путевок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, не исключая недостаточность указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан, и не предусматривают возможности возмещения стоимости санаторно-курортного лечения и компенсации затрат на его организацию, оплаченных гражданами самостоятельно, ответчик считает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения и компенсации затрат на его организацию. Законодательством также не предусмотрено внеочередного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе С.Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права, с направлением дела на новое рассмотрение. В кассационной жалобе указывается, что суд не дал надлежащую оценку рекомендациям, указанным в индивидуальной программе реабилитации, о ежегодном санаторно-курортном лечении, пришел к неправильному выводу об отсутствии нарушенного права на получение санаторно-курортной путевки в связи с наличием очередности, а примененные судом нормы права, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №864, Приказе Минздравсоцразвития России « О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2011 году» №913 от 22.10.2010г., Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 29 декабря 2004 г.№328 не применимы к данному спору, поскольку данное нормативно-правовое регулирование относится к Фонду социального страхования Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, на который возложены обязательства государства. С.Е.В., извещенная о дате, месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явилась. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие истицы на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ, поскольку в материалах дела имеется подтверждение ее надлежащего извещения о времени и месте слушания дела по кассационной жалобе. В соответствии со ст.347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе. Проверив материалы дела, выслушав представителя Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Б.Н.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и материалами дела. Как следует из материалов дела, С.Е.В. является инвалидом по общему заболеванию. Индивидуальной программой реабилитации инвалида ей рекомендовано санаторно-курортное лечение. В августе 2010 года ей выдана справка для получения путевки в санатории Краснодарского края "...", «...» с сопровождающим лицом независимо от сезона. Срок действия справки составляет шесть месяцев, что определяет необходимость уточнения данных о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения. Согласно ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьей 6.1 ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Перечень социальных услуг, в который входит, в том числе, и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, установлен статьей 6.2 названного закона. Соответствующий перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду". В перечень включено санаторно-курортное лечение. Пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В настоящее время действует Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328). В соответствии с п.3.3 упомянутого Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Судом установлено, что 27 августа 2010 года С.Е.В. обратилась в Государственное учреждение - Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ей в 2011 году путевки на санаторно-курортное лечение по профилю ..., приложив медицинскую справку для получения санаторно-курортной путевки. 27 октября 2010 года С.Е.В. направлено уведомление о том, что она состоит на учете для получения путевки на санаторно-курортное лечение по профилю ..., в очереди под номером ..., и, по мере поступления путевок соответствующего профиля лечения, она будет проинформирована о сроке получения путевки. По указанному профилю в пределах выделенных ассигнований из федерального бюджета ГУ ПРО ФСС в 2011 году было заключено 2 договора на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по профилю лечения — ... на общее количество путевок 8 штук. По состоянию на 18 февраля 2011 года с учетом обеспечения некоторых граждан санаторно-курортными путевками, номер очереди С.Е.В. составил - .... По состоянию на 13.09.2011 не обеспеченными путевками остаются 18 человек, включая и С.Е.В., находящуюся в реестре на ... месте. Реализуя свое право на санаторно-курортное лечение, С.Е.В. самостоятельно за счет собственных средств приобрела две санаторно-курортные путевки в санаторий "..." в г.Сочи, где и прошла санаторно-курортное лечение в период с 11.07.2011г. по 30.07.2011 года. Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о возмещении стоимости санаторно-курортного лечения, по приобретенной за собственный счет путевке, и о компенсации затрат на его организацию, суд обоснованно пришел к выводу, что летом 2011 года истцу не предоставлена путевка по объективным причинам, не зависящим от Регионального отделения фонда ФСС РФ, в связи с отсутствием надлежащего объема ассигнований из федерального бюджета, выделенных на цели оказания услуг по санаторно-курортному лечению. Российская Федерация гарантирует инвалидам льготное проведение реабилитационных мероприятий, включая санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, применительно к данной ситуации истица в нарушение статьи 56 ГПК РФ не доказала, что ее право на получение санаторно-курортного лечения в летний сезон 2011 года не было реализовано именно в результате виновных противоправных действий ответчика. Доказательств того, что действия ответчика были направлены на лишение истицы возможности получения в 2011 году путевки соответствующего профиля лечения, в материалах дела не имеется. Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения, является календарный год (пункт 3 статьи 6.3). Как правильно указал суд первой инстанции, за истицей при представлении необходимой медицинской справки сохраняется право на получение санаторно-курортной путевки в 2011 году в порядке, предусмотренном действующим законодательством. С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что право С.Е.В. на санаторно-курортное лечение не было нарушено ответчиком вследствие непредставления в летнее время санаторно-курортной путевки. Неосновательны доводы кассационной жалобы о том, что суд при разрешении дела не проверил все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, не правильно применил нормы права. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего заявленные в иске требования, правильно истолковав смысл оспоренных положений нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, в том числе Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. Часть 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает возможность возмещения С.Е.В. отделением Фонда всей стоимости самостоятельно пройденного санаторно-курортного лечения, расходов на оплату путевки, проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных ими самостоятельно. Согласно части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 351-ФЗ), если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации услуга не может быть предоставлена инвалиду либо если инвалид оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости оказанной услуги, но не более стоимости соответствующей услуги, предоставляемой в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации разработан и утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н. Вместе с тем, как следует из материалов дела, истица с заявлением о выплате компенсации о возмещении расходов по оказанию услуги в Региональное отделение ФСС РФ не обращалась. Решение об отказе в оплате С.Е.В. соответствующей компенсации ответчиком не принималось. С учетом изложенного кассационная инстанция приходит к выводу о том, что в силу названных выше норм материального закона С.Е.В. не лишена возможности защитить свои права путем получения компенсации стоимости услуги санаторно-курортного лечения, оплаченной за свой счет летом 2011 года. При указанных обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции установлены юридически значимые обстоятельства, им дана верная оценка, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу С.Е.В. - без удовлетворения. Председательствующий подпись О.А.Виноградова Судьи подпись В.А. Мурин подпись М.М.Анашкина