Судья Сиротенко В.В. Дело № 33-421 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 февраля 2012 года г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Новиковой Л.А., судей: Яроцкой Н.В., Анашкиной М.М., с участием прокурора Лепихиной М.Н. при секретаре П.О.В., рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Порховского района на решение Порховского районного суда Псковской области от 13 февраля 2012 года, которым постановлено: Заявленные требования избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области № от 31 января 2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах Собрания депутатов Порховского района признать обоснованным и удовлетворить. Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Порховского района Псковской области № от 31 января 2012 года «Об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах Собрания депутатов Порховского района. Обязать Территориальную избирательную комиссию Порховского района Псковской области зарегистрировать единый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах Собрания депутатов Порховского района пятого созыва. Решение подлежит немедленному исполнению. Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., заключение прокурора Лепихиной М.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Решением Собрания депутатов Порховского района от 6 декабря 2011 года № 424 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва на 4 марта 2012 года. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Порховского района (далее – ТИК Порховского района) от 31.01.2012 № было отказано в регистрации единого списка кандидатов в депутаты Собрания депутатов Порховского района пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – Региональное отделение «КПРФ»). Основанием принятия данного решения послужило нарушение требований п. 2 ст. 25 ФЗ «О политических партиях», п. 24 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а именно – несоблюдение требований к выдвижению кандидата, единого списка кандидатов, так как выдвижение кандидатов, списка кандидатов осуществлено Бюро Комитета регионального отделения КПРФ, что противоречит п. 6.11 Устава партии. Уполномоченный представитель Регионального отделения «КПРФ» Б.Н.М. обратился в суд с соответствующим заявлением. В обоснование указал, что оспариваемое постановление ТИК Порховского района является не соответствующим требованиям ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О политических партиях» ни по форме, ни по самой процедуре принятия решения. Кроме того, избирательная комиссия вышла за пределы своих полномочий, поскольку ей не представлено полномочий по толкованию избирательных документов партии, в том числе и Устава. В судебном заседании представители Регионального отделения «КПРФ» Ф.А.Н., Б.Н.М. поддержали заявленные требования. Председатели ТИК Порховского района Г.А.Н., Г.С.Л. в судебном заседании требования не признали, обосновав свою позицию тем, что оспариваемое постановление принято избирательной комиссией в соответствии с действующим законодательством. В постановлении содержится правовое обоснование отказа. Пояснили, что ошибочно предоставленная суду копия постановления комиссии № от 21.01.2012 года является лишь проектом, поскольку 31.01.2012 года было принято иное постановление, которое зарегистрировано избирательной комиссией в системе ГАС «Выборы». Прокурор Семенова Л.Е. полагала заявление избирательного объединения не подлежащим удовлетворению ввиду нарушения избирательным объединением требований ФЗ «О политических партиях». Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Порховского района ставится вопрос об отмене постановленного решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушением норм материального права. В частности, согласно п.п. 5.3., 6.3 Устава партии выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъекта РФ и органах местного самоуправления относится к компетенции Конференции регионального (местного) отделения КПРФ. Иного порядка Уставом не предусмотрено. Соответствующие разъяснения содержатся в письмах ЦИК РФ № 05-15/1239 от 30.01.2012 года и Управления Минюста РФ по Псковской области № 02-116 от 24.01.2012 года. Представители заявителя и избирательной комиссии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия не сообщили и об отложении разбирательства дела не заявили, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов и списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 31 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее – Избирательный кодекс Псковской области). Установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Порховского района от 31 января 2012 № было отказано в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Порховского района пятого созыва Основанием для принятия данного решения послужило то, что в нарушение пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» и Устава КПРФ решение о выдвижении кандидатов в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения КПРФ, а Бюро Комитета, в компетенцию которого, в силу пункта 6.11 Устава, входит выдвижение списка кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах. Принимая решение об удовлетворении заявления уполномоченного представителя Регионального отделения «КПРФ», суд первой инстанции установил отсутствие каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны избирательного объединения, которые могли бы послужить основанием для отказа в регистрации единого списка, и, в связи с этим, пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ТИК Порховского района. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям. В силу требований п. 2 ст. 25 ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии. По смыслу вышеприведенного положения действующего законодательства полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом. В соответствии с пунктом 6.2 Устава КПРФ, высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, которая в силу пункта 6.3 Устава вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центральных органов КПРФ, в том числе вопросы о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты. Согласно пункту 6.6 Устава, постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет, который избирает из своего состава для решения политических, организационных и текущих вопросов Бюро Комитета. Пунктом 6.11 Устава КПРФ предусмотрено, что Бюро Комитета выдвигает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты на повторных и дополнительных выборах в органы местного самоуправления, а также вправе принимать решения по другим вопросам по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии. Отказывая в регистрации единого списка кандидатов в депутаты, избирательная комиссия указала, что решение Бюро Комитета Псковского областного отделения КПРФ о выдвижении списка кандидатов является неправомочным, поскольку в соответствии с пунктом 6.11 Устава КПРФ Бюро Комитета не наделено полномочиями на принятие решений о выдвижении списка кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления. По существу избирательной комиссией сделаны выводы, касающиеся внутрипартийной деятельности регионального отделения политической партии. Действительно, соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок выдвижения списков кандидатов, является обязательным (императивным) условием, которое в установленном Законом порядке возлагается на избирательные объединения, которыми и являются региональные отделения политических партий и которые обязаны осуществлять свою деятельность на основании устава политической партии, и в соответствии с ним. Вместе с тем, проверка этих обстоятельств, при отсутствии жалоб членов партии и каких-либо обращений по поводу нарушений чьих-либо избирательных прав, должна производиться без вмешательства во внутрипартийную деятельность политической партии. Судом установлено, что постановлением 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года Конференция решила делегировать полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты Бюро Комитета. Указанное постановление региональным отделением КПРФ было принято во исполнение постановления X совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, которым всем региональным отделениям партии было прямо рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах Бюро Комитета. Пунктом 1.2 Устава КПРФ предусмотрена самостоятельность структурных подразделений партии в решении вопросов своей внутренней деятельности. Вместе с тем, положения пункта 1.5 Устава КПРФ устанавливают, что действия региональных отделений КПРФ определяются решениями руководящих органов КПРФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Уставом. Так как Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее Уставом, данный орган вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов. Поскольку Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, и возможность такого выдвижения иными органами, предусмотренными Уставом политической партии и федеральным законом не исключается, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о незаконности оспариваемого решения. При этом суд правомерно исходил из того, что исключительность полномочий, то есть невозможность принятия решения иным органом, предусмотрена Уставом КПРФ лишь в отношении одного руководящего органа - Съезда КПРФ (пункт 7.2 Устава). В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом. Судом первой инстанции правильно было принято во внимание, что, поскольку Федеральный закон «О политических партиях» не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а в соответствии с Уставом КПРФ выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, то передача неисключительных полномочий одного органа регионального отделения политической партии (Конференции) другому (Бюро Комитета) не может рассматриваться как нарушение требований Федерального закона и Устава самой политической партии. Согласно ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ. Из представленного суду протокола 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года, на которой было принято решение о делегировании полномочий Бюро Комитета, следует, что на данной Конференции присутствовали представители Минюста РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области, которые до закрытия Конференции указали, что замечаний и нарушений не имеется. При таких обстоятельствах у избирательного объединения не имелось оснований полагать, что их действия по выдвижению кандидатов Бюро Комитета связаны с нарушением требований закона или устава партии, и, напротив, были все основания полагать, что оно действует законно, разумно и добросовестно. Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия исходит из того, что необоснованный отказ в доступе граждан для участия в выборах представительного органа муниципального образования приводит к нарушению публичных интересов избирательного корпуса, заинтересованного в обеспечении свободы и состязательности выборов. С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке обстоятельств и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Порховского районного суда Псковской области от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Порховского района – без удовлетворения. Председательствующий . Новикова Л.А. Судьи . Яроцкая Н.В. Анашкина М.М. . .