Суд сделал правильный вывод о том, что порядок выдвижения кандидата избирательным объединением не нарушены.



Судья Иойлева Е.В. Дело № 33-379

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 февраля 2012 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Новиковой Л.А.,

судей Анашкиной М.М. и Яроцкой Н.В.,

с участием прокурора Лепихиной М.Н.,

при секретаре Капитоновой Н.Н.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии города Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 10 февраля 2012 года, которым постановлено:

Удовлетворить заявление К.С..

Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии г. Пскова № 21/123 от 1 февраля 2012 года об отказе в регистрации А.П. - кандидата в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Обязать Территориальную избирательную комиссию г. Пскова зарегистрировать К.С. кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», по одномандатному избирательному округу № 7.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Выслушав доклад судьи Яроцкой Н.В., заключение прокурора прокуратуры Псковской области Лепихиной М.Н., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Решением Псковской городской Думы от 9 декабря 2011 года № 2015 на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Псковской городской Думы пятого созыва.

Постановлением территориальной избирательной комиссии города Пскова от 01 февраля 2012 года № 21/123 К.С., выдвинутому избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», отказано в регистрации кандидатом в депутаты Псковской городской Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Названное постановление мотивировано тем, что в нарушение ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О политических партиях» решение о выдвижении кандидата в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения партии, а Бюро Комитета, в компетенцию которого входит выдвижение кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах.

Ссылаясь на нарушение его пассивного избирательного права, К.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления, указав, что вывод избирательной комиссии о нарушении порядка выдвижения не соответствует положениям Устава КПРФ и противоречит представленным документам о делегировании соответствующих полномочий постоянно действующему коллегиальному органу партии, а, кроме того, сделав такой вывод, избирательная комиссия вышла за пределы своей компетенции, в которую не входит толкование партийных документов.

Кроме того, заявитель указал, что он был лишен права вносить уточнения и дополнения в представленные для регистрации документы, так как избирательная комиссия не извещала его о выявленных недостатках, как предусмотрено п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В судебном заседании К.С. и его представитель М.И. заявление поддержали.

Представитель территориальной избирательной комиссии города Пскова в судебное заседание не явился.

Участвовавший в деле прокурор Ушкачев А.В. полагал, что заявление удовлетворению не подлежит, так как Бюро Комитета не обладает полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты на основных выборах в органы местного самоуправления.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе территориальная избирательная комиссия города Пскова просит о его отмене, настаивая на правоте своей позиции, считая, что передача полномочий по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) действующим законодательством и Уставом КПРФ не предусмотрена, а также указывая на неверное применение судом к рассматриваемому спору положений п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заявитель и представитель избирательной комиссии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия не сообщили и об отложении разбирательства дела не заявили, поэтому судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В соответствии с подпунктом «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».

В силу части 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Судом установлено, что 23 сентября 2011 года X совместным Пленумом ЦК И ЦКРК КПРФ принято постановление «О делегировании полномочий Пленума партии региональным и местным отделениям КПРФ по решению некоторых вопросов, связанных с деятельностью политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», которым прямо рекомендовано региональным отделениям политической партии КПРФ предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции непосредственно Бюро Комитета регионального отделения КПРФ по решению вопроса выдвижения кандидата в депутаты на соответствующие муниципальные выборы и на иные выборные должности в органы местного самоуправления.

1 октября 2011 года XXXVI (2 этап) Конференция Псковского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» во исполнение решения Пленума партии приняла постановление о делегировании полномочий Конференции Бюро Комитета Псковского областного отделения по вопросу выдвижения в целях оперативного решения вопросов, связанных с участием избирательного объединения в выборах.

Приняв во внимание данные обстоятельства, проанализировав положения приведенных в обжалуемом решении пунктов 3.1, 6.2, 6.2, 6.11 Устава КПРФ и учитывая, что Федеральный закон «О политических партиях» не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а в соответствии с Уставом КПРФ выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление нельзя признать законным, так как Бюро, являющееся структурным органом партии, обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов в депутаты.

Кроме того, суд правомерно учел, что, поскольку представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области, присутствовавшие при вынесении постановления XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года о делегировании полномочий Бюро Комитета, заявили об отсутствии нарушении и замечаний, у избирательного объединения с учетом общепринятого в международном праве принципа правовой определенности были все основания полагать, что его действия являются законными.

Неверное суждение суда о нарушении избирательной комиссией требований п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», возлагающего обязанность извещения кандидата в случае выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению представленных в избирательную комиссию документов, не привело к неправильному разрешению спора, а потому соответствующие доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемого решения.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем поводом для отмены принятого по делу решения послужить не могут.

Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Псковского городского суда Псковской области от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии города Пскова – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: