Принимая решение об удовлетворении заявления, суд установил отсутствие каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны заявителя, избирательного объединения и, в связи с этим, пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления.



Судья Евдокимов В.И.

Дело № 33-417

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2012 года

г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:

председательствующего Радова В.В.

судей Адаева И.А., Мурина В.А.

с участием прокурора Морозовой Е.А.

при секретаре Б.Ю.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района на решение Новоржевского районного суда от 14 февраля 2012 года, которым постановлено:

Заявление Избирательного объединения «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва, - удовлетворить.

Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района от 01 февраля 2012 года об отказе в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Новоржевского района зарегистрировать единый список кандидатов в депутаты Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва, выдвинутый Избирательным объединением «Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решение обратить к немедленному исполнению.

Выслушав доклад судьи Адаева И.А., заключение прокурора Морозовой Е.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Собрания депутатов Новоржевского района от 12.12.2011 № 3 на 4 марта 2012 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района (далее – ТИК Новоржевского района) от 01.02.2012 было отказано в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее – Избирательное объединение) для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва.

Не согласившись с принятым решением, представитель Избирательного объединения Н.В.Н. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что постановление ТИК Новоржевского района является незаконным, нарушающим избирательные права граждан. Просил суд признать незаконным постановление избирательной комиссии, обязать её зарегистрировать единый список кандидатов и обратить решение к немедленному исполнению.

Представитель избирательной комиссии Г.В.В. требования не признала, указав, что постановление ТИК Новоржевского района является законным и обоснованным.

Прокурор Удальцов В.В. полагал заявление Избирательного объединения не подлежащим удовлетворению.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе председатель ТИК Новоржевского района просит решение суда отменить со ссылкой на неправильное толкование судом норм материального права. В частности, в жалобе указано, что суд, сделав вывод о возможности выдвижения кандидатов непосредственно Бюро Комитета Псковского областного отделения КПРФ, неверно истолковал законодательство о политических партиях и положения Устава КПРФ, поскольку в соответствии с п. 6.11 Устава, Бюро Комитета регионального отделения КПРФ выдвигает кандидатов в депутаты в органы государственной власти и органы местного самоуправления лишь на повторных и дополнительных выборах.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося судебного постановления в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов и списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Аналогичное положение содержится и в части 2 статьи 31 Закона Псковской области от 01.08.2003 № 295-оз «Избирательный кодекс Псковской области» (далее – Избирательный кодекс Псковской области).

Согласно части 2 статьи 25 федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты в органы местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии списков кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Установлено, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района от 01.02.2012 было отказано в регистрации единого списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Псковское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» для участия в выборах депутатов Собрания депутатов Новоржевского района пятого созыва

Основанием для принятия данного решения послужило то, что в нарушение пункта 2 статьи 25 Федерального закона «О политических партиях» и Устава КПРФ решение о выдвижении кандидатов в депутаты органа местного самоуправления принято не Конференцией регионального отделения КПРФ, а Бюро Комитета, в компетенцию которого, в силу пункта 6.11 Устава, входит выдвижение списка кандидатов в депутаты лишь на повторных и дополнительных выборах.

Принимая решение об удовлетворении заявления Избирательного объединения, суд первой инстанции установил отсутствие каких-либо нарушений действующего законодательства со стороны Избирательного объединения, которые могли бы послужить основанием для отказа в регистрации единого списка, и, в связи с этим, пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления ТИК Новоржевского района.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу требований пункта 2 ст. 25 ФЗ «О политических партиях» решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

По смыслу вышеприведенного положения действующего законодательства полномочиями принятия решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а при выдвижении списка кандидатов иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом.

В соответствии с пунктом 6.2 Устава КПРФ, высшим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Конференция, которая в силу пункта 6.3 Устава вправе решать любые вопросы, связанные с деятельностью регионального отделения КПРФ, не относящиеся к компетенции высшего или центральных органов КПРФ, в том числе вопросы о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты.

Согласно пункту 6.6 Устава, постоянно действующим руководящим органом регионального отделения КПРФ является Комитет, который избирает из своего состава для решения политических, организационных и текущих вопросов Бюро Комитета.

Пунктом 6.11 Устава КПРФ предусмотрено, что Бюро Комитета выдвигает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты на повторных и дополнительных выборах в органы местного самоуправления, а также вправе принимать решения по другим вопросам по поручению Комитета регионального отделения или вышестоящих органов партии.

Отказывая в регистрации единого списка кандидатов в депутаты, избирательная комиссия указала, что решение Бюро Комитета Псковского областного отделения КПРФ о выдвижении списка кандидатов является неправомочным, поскольку в соответствии с пунктом 6.11 Устава КПРФ Бюро Комитета не наделено полномочиями на принятие решений о выдвижении списка кандидатов в депутаты в органы местного самоуправления.

По существу избирательной комиссией сделаны выводы, касающиеся внутрипартийной деятельности регионального отделения политической партии.

Действительно, соблюдение требований законодательства, регулирующего порядок выдвижения списков кандидатов, является обязательным (императивным) условием, которое в установленном Законом порядке возлагается на избирательные объединения, которыми и являются региональные отделения политических партий и которые обязаны осуществлять свою деятельность на основании устава политической партии, и в соответствии с ним.

Вместе с тем, проверка этих обстоятельств, при отсутствии жалоб членов партии и каких-либо обращений по поводу нарушений чьих-либо избирательных прав, должна производиться без вмешательства во внутрипартийную деятельность политической партии.

Судом установлено, что постановлением 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года Конференция решила делегировать полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты Бюро Комитета.

Указанное постановление региональным отделением КПРФ было принято во исполнение постановления X совместного Пленума ЦК и ЦКРК КПРФ, которым всем региональным отделениям партии было прямо рекомендовано предусмотреть вопрос о делегировании полномочий Конференции по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах Бюро Комитета.

Пунктом 1.2 Устава КПРФ предусмотрена самостоятельность структурных подразделений партии в решении вопросов своей внутренней деятельности. Вместе с тем, положения пункта 1.5 Устава КПРФ устанавливают, что действия региональных отделений КПРФ определяются решениями руководящих органов КПРФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Уставом.

Так как Бюро Комитета является органом партии, предусмотренным ее уставом, данный орган вправе решать любые вопросы по поручению вышестоящих органов.

Поскольку Конференция делегировала Бюро Комитета свои полномочия по выдвижению списков кандидатов в депутаты на муниципальных выборах, и возможность такого выдвижения иными органами, предусмотренными уставом политической партии и федеральным законом не исключается, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами заявителя о незаконности оспариваемого решения.

При этом суд правомерно исходил из того, что исключительность полномочий, то есть невозможность принятия решения иным органом, предусмотрена Уставом КПРФ лишь в отношении одного руководящего органа - Съезда КПРФ (пункт 7.2 Устава).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона «О политических партиях», деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Судом первой инстанции правильно было принято во внимание, что, поскольку, Федеральный закон "О политических партиях" не содержит положений об ограничении полномочий органов партии при решении вопроса о делегировании, а в соответствии с Уставом КПРФ выдвижение кандидатов в депутаты не является исключительной компетенцией Конференции, то передача неисключительных полномочий одного органа регионального отделения политической партии (Конференции) другому (Бюро Комитета) не может рассматриваться как нарушение требований Федерального закона и Устава самой политической партии.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъекта РФ осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации в субъекте РФ.

Из представленного суду протокола 2-ого этапа XXXVI Конференции Псковского областного отделения КПРФ от 01 октября 2011 года, где было принято решение о делегировании полномочий Бюро Комитета, следует, что на данной Конференции присутствовали представители Минюста РФ по Псковской области и избирательной комиссии Псковской области, которые до закрытия Конференции указали, что замечаний и нарушений не имеется.

При таких обстоятельствах у избирательного объединения не имелось оснований полагать, что их действия по выдвижению кандидатов Бюро Комитета связаны с нарушением требований закона или устава партии, и, напротив, были все основания полагать, что оно действует законно, разумно и добросовестно.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия исходит из того, что необоснованный отказ в доступе граждан для участия в выборах представительного органа муниципального образования приводит к нарушению публичных интересов избирательного корпуса, заинтересованного в обеспечении свободы и состязательности выборов.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверной оценке обстоятельств и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новоржевского районного суда от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя Территориальной избирательной комиссии Новоржевского района без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Радов

Судьи: В.А. Мурин

И.А.Адаев