Судья Королева Е.С. Дело № 33-574 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 10 апреля 2012 года г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Победова В.В. СУДЕЙ: Ениславской О.Л. и Яроцкой Н.В. при секретаре Тимофеевой Н.В. рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Иванова В.А. на решение Псковского городского суда от *** 2012г., которым постановлено: « Исковые требования Иванова В.А. удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) включить Иванову В.А. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по п.п.16 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с ***2008г. по ***2010г. в должности спасателя Главного управления МЧС России по Псковской области. В остальной части заявленных требований Иванову В.А. отказать. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) в пользу Иванова В.А. госпошлину в размере 100 рублей.» Выслушав доклад судьи Ениславской О.Л., объяснения Иванова В.А., его представителя – Иванова А.П., объяснения представителя ГКУ «Управление обеспечение деятельности в чрезвычайных ситуациях» - Тихоньких И.В., представителя пенсионного органа – Кирилловой Т.Н., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Иванов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. В обоснование требования истец указал, что в марте 2011г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной пенсии на основании пп.16 п.1 ст.27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ». Однако в удовлетворении указанного обращения ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа, включению в который не подлежит его трудовая деятельность в качестве спасателя, поскольку в ряде периодов она осуществлялась в учреждениях, которые не входят в систему МЧС России, а в отношении периода с ***2008г. по ***2010г. не подтвержден факт выполнения льготной работы. По мнению истца, данный отказ является неправомерным и нарушающим его право на пенсионное обеспечение. В целях защиты этого права Иванов окончательно просил о включении периодов его работы спасателем с ***1996 по ***2005 – в Штабе ГО и ЧС Псковской области, Главном управлении по делам ГО и ЧС Псковской области; с ***2005 по ***2007 – в Государственном управлении гражданской защиты и пожаротушения Псковской области; с ***2008 по ***2010 – в Главном управлении МЧС России по Псковской области; с ***2011 по ***2011 – в государственном бюджетном учреждении Псковской области «Управление обеспечение деятельности в чрезвычайных ситуациях» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. Представитель ответчика иск не признала, поддержала позицию, изложенную в решении пенсионного органа. Представитель 3-лица – ГБУ (в настоящее время ГКУ) «Управление обеспечение деятельности в чрезвычайных ситуациях» полагала требования обоснованными, указывая на то, что по смыслу закона работа спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы предоставляет гражданину право на льготную пенсию независимо от принадлежности учреждения (организации) к структуре МЧС РФ. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Иванов В.А. просит о его отмене, ссылаясь на то, что суд не оценил либо дал неправильную оценку обстоятельствам дела и представленным доказательствам, что обусловило принятие незаконного и необоснованного судебного постановления. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в состоявшееся решение. Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона. В соответствии с пунктом 2 статьи 27 того же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 этой же статьи закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 702 от 01 октября 2001 года, в соответствии с которым, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от 20 апреля 1993 года N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений. Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. В данном случае спорными и подлежащими правовой оценке на предмет соответствия вышеуказанным требованиям являлись периоды работы Иванов В.А. в качестве спасателя: - с ***1996 по ***2005 – в Штабе ГО и ЧС Псковской области, реорганизованном в 1997г. в Главное управление по делам ГО и ЧС Псковской области; - с ***2005 по ***2007 – в Государственном управлении гражданской защиты и пожаротушения Псковской области; - с ***2008 по ***2010 – в Главном управлении МЧС России по Псковской области; - с ***2011 по ***2011 – в государственном бюджетном учреждении Псковской области «Управление обеспечение деятельности в чрезвычайных ситуациях». Указанные учреждения, за исключением Главного управления МЧС России по Псковской области, не относятся к формированиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а являются службами, созданными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это обстоятельство подтверждено документально и по существу спорным не является. В отсутствие требуемой законом ведомственной принадлежности учреждений, где осуществлялась трудовая функция истца, периоды его работы: с ***1996 по ***2005; с ***2005 по ***2007 и с ***2011 по ***2011 обоснованно были признаны не подлежащими включению в его специальный трудовой стаж. Данный вывод не нарушает гарантированного ст.19 (части 1и 2) Конституции РФ принципа равноправия граждан и закрепленного в статье 39 права на пенсионное обеспечение в виду следующего. Как правильно указано судом, досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран. Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий. Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. Указанное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 февраля 2009 года N 551-О-П "По запросу Октябрьского районного суда города Пензы о проверке конституционности подпункта 7 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и жалобе граждан В.А.Барышева, И.Ю.Брюхова и других на нарушение их конституционных прав указанным законоположением", согласно которой, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. Исходя из тех же правовых принципов и оснований период работы Иванова с ***2008 по ***2010 в качестве спасателя в Главном управлении МЧС России по Псковской области был признан судом подлежащим включению в его специальный трудовой стаж. Правильность решения в этой части, не оспариваемая пенсионным органом, законности отказа в удовлетворении остальной части требований не опровергает. На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Псковского городского суда от *** 2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.А. – без удовлетворения. Председательствующий В.В. Победов Судьи О.Л. Ениславская Н.В. Яроцкая