Суд, правомерно признав незаконным решение аттестационной комиссии в отношении истца, пришел к надлежащему выводу о восстановлении его на службе и компенсации морального вреда



Судья <данные изъяты> Дело № 33-376/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

20 марта 2012 года г. Псков

в составе:

Председательствующего: Игошина В.Е.,

Судей Дмитриевой Ю.М., Анашкиной М.М.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника ОМВД России по г.Великие Луки Михайлова С.Н. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 28 декабря 2011 года, которым постановлено:

Иск Богданова М.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение внеочередной аттестационной комиссии отдела МВД России по городу Великие Луки от 22 июля 2011 года в отношении Богданова М.И..

Восстановить Богданова М.И. на службе в распоряжении отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великие Луки, зачисленного в должности старшего государственного инспектора группы регистрационной работы отделения регистрационной и розыскной работы межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автотранспортных средств ГИБДД милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по городу Великие Луки Псковской области.

Взыскать в пользу Богданова М.И. с отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Великие Луки в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.

Решение в части восстановления на службе подлежит немедленному исполнению.

Выслушав доклад судьи Игошина В.Е., объяснения Богданова М.И., заключение прокурора Лепихиной М.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Богданов М.И. обратился с иском о признании незаконным решения внеочередной аттестационной комиссии ОМВД по городу Великие Луки от 22 июля 2011 года; признании незаконным приказа начальника ОМВД по городу Великие Луки от 17 октября 2011 года №236 л/с об увольнении его со службы на основании подпункта «е» статьи 58 Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, восстановлении его в распоряжении в ОМВД по городу Великие Луки в должности старшего государственного инспектора группы регистрационной работы отделения межрайонного отдела государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по г. Великие Луки Псковской области (далее - МОГТО и РАТС ГИБДД ОВД по г.Великие Луки); взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула с 17 октября 2011 года по день вынесения решения суда и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что с <дата> по <дата> он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 17.10.2011г. был уволен в связи с сокращением штатов на основании решения внеочередной аттестационной комиссии от 22.07.2011г. Полагал увольнение незаконным, поскольку при осуществлении процедуры увольнения работодателем не были выполнены требования Положения о службе в органах внутренних дел РФ, не предложены в письменном виде все соответствующие его квалификации вакантные должности, аттестация была проведена с многочисленными нарушениями его прав.

В судебном заседании истец Богданов М.И. и его представитель – Лукьянов А.В. иск поддержали, просили удовлетворить.

Представители ответчика ОМВД по городу Великие Луки - Барбосов В.И. и Латкина Н.В. иск не признали. Возражая против удовлетворения иска, заявили о пропуске истцом срока обращения в суд об обжаловании решения аттестационной комиссии. Полагают, что при увольнении Богданова М.И. по сокращению штатов работодателем процедура увольнения и права истца нарушены не были.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе начальником ОМВД России по г.Великие Луки Михайловым С.Н. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом, с <дата> Богданов М.И. проходил службу в органах МВД России. С <дата> в должности старшего государственного инспектора группы регистрационной работы отделения МОГТО и РАТС ГИБДД ОВД по г.Великие Луки.

01.06.2011г. истцу было объявлено о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов на основании пункта «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. №4202-1.

17.10.2011г. приказом начальника ОМВД по г.Великие Луки №236 л/с Богданов М.И. был уволен из органов внутренних дел на основании решения аттестационной комиссии ОМВД по г.Великие Луки от 22.07.2011г., согласно которому Богданов М.И. не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с заключением оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД по Псковской области.

Согласно п.3 ст.54 Федерального закона от 07.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011г. №251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних Российской Федерации» утверждены положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по проведению внеочередной аттестации сотрудников внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах, а также состав данной комиссии.

Подпунктом «б» п.4 названного Указа установлено, что Министерству внутренних дел Российской Федерации следует обеспечить до 01 августа 2011 года в установленном законодательством Российской Федерации порядке проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение иных должностей в этих органах.

В связи с этим 22.03.2011г. Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ №135 «Об организации проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», пунктом 2.4 которого предусмотрено, что в части, не урегулированной настоящим приказом, работа аттестационных комиссий по проведению внеочередной аттестации осуществляется в порядке, предусмотренном Положением и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14.12.1999г. №1038.

Исследовав материалы дела, суд правильно установил, что аттестация в отношении Богданова М.И. была проведена в нарушение указанных нормативно-правовых актов.

Так, решение внеочередной аттестационной комиссии было принято в отсутствии необходимого кворума.

В силу п.9.16 Инструкции обсуждение и голосование по вопросу аттестации проводится при наличии не менее 2/3 числа членов аттестационной комиссии.

В соответствии с приказом начальника ОМВД по городу Великие Луки №197 от 16.06.2011г. в состав внеочередной аттестационной комиссии входило 11 человек с правом голоса, таким образом, кворум составлял 7,33 или не менее 8 человек.

Однако как установлено судом, в комиссии принимало участие 6 человек с правом голоса и секретарь, согласно протоколу №7 заседания аттестационной комиссии от 22.07.2011г., в связи с чем, необходимый кворум для принятия решения отсутствовал.

Довод апелляционной жалобы со ссылкой на Указ Президента РФ №251 от 01.03.2011г. «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», о том, что суд сделал ошибочный вывод о неправомочном составе аттестационной комиссии ввиду отсутствия необходимого кворума, является несостоятельным.

Вышеназванным Указом утверждено Положение «О комиссии при Президенте РФ по проведение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава в этих органах», к которым должность истца не относилась. Поэтому, оценивая полномочия аттестационной комиссии, суд правомерно руководствовался п.9.16 Инструкции, предусматривающем, что обсуждение и голосование членов аттестационной комиссии проводятся при наличии 2/3 состава комиссии.

В связи с чем, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 4.1 Положения о внеочередной аттестационной комиссии ОМВД по г.Великие Луки Псковской области в той части, что заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов не подлежит применению как противоречащий нормативно-правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.

Кроме того, в нарушение порядка проведения аттестации, установленного п.9.10 Инструкции об ознакомлении аттестуемого сотрудника с аттестацией перед ее предоставлением на аттестационную комиссию, Богданов М.И. не был заранее ознакомлен с ней, а также с выводами аттестационной комиссии, что подтверждается отсутствием его подписи в аттестации.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к надлежащему выводу о незаконности решения внеочередной аттестационной комиссии в отношении Богданова М.И. и, соответственно, незаконности принятого на его основании приказа начальника ОМВД по г.Великие Луки от 17.10.2011г. №236 л/с об увольнении Богданова М.И. из органов внутренних дел.

Более того, в силу п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992г. №4202-1, сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.

Доводы жалобы о том, что вакантные должности не могли быть предложены сотруднику органа внутренних дел, не прошедшему внеочередную аттестацию, противоречат требованиям ч.5 ст.54 ФЗ «О полиции», Указу Президента РФ от 01.03.2011г. №251, п.2.2.3 Приказа МВД РФ от 22.03.2011г. №135, которые предусматривают возможность предложения продолжить службу на иных, в том числе, и нижестоящих должностях, в ином подразделении внутренних дел для лиц не прошедших аттестацию. Кроме того, специальные нормы права в этой части не противоречат требованиям ст.81 Трудового кодекса РФ и обоснованно применены судом.

Служба сотрудников органов внутренних дел регламентируется специальными правовыми актами: Федеральным законом от 07.02.2011г. №3–ФЗ «О полиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992г. №4202-01. Порядок применения указанного Положения определен в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999г. №1038.

В соответствии с п.17.5 вышеназванной Инструкции увольнение по сокращению штатов может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно – штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

Таким образом, предложение перемещения по службе сотрудникам, высвобождающимся при увольнении по сокращению штата, является обязательным условием.

Однако, Богданову М.И. вакансии должностей, имеющихся в других подразделениях ОМВД по городу Великие Луки, которые истец мог занимать, не предлагались.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении истцом срока, предусмотренного ст.392 Трудового кодекса РФ в части обжалования Богдановым М.И. решения внеочередной аттестационной комиссии, не состоятельны. Судом обоснованно сделан вывод о том, что истец своевременно обратился в суд с иском о восстановлении его на службе, при этом вопрос о правомерности решения аттестационной комиссии неразрывно связан с разрешением вопроса о его увольнении.

Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и надлежащей оценки судом первой инстанции, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.

Учитывая нарушение трудовых прав истца, в связи с незаконным увольнением, суд первой инстанции пришел к надлежащему выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда, правомерно определив его размер с учетом характера нравственных страданий истца, причиненных незаконным увольнением, степени вины причинителя вреда, требований разумности и справедливости.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Великолукского городского суда Псковской области от 28 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ОМВД России по г.Великие Луки Михайлова С.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

В.Е. Игошин

Судьи:

Г.В. Малыгина

Ю.М. Дмитриева