Судья Красикова Т.В. Дело № 33-815/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Хряпиной Е.П. судей Дмитриевой Ю.М., Белоноговой Н.Ю. при секретаре Ищенко О.В. рассмотрела в судебном заседании 22 мая 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Великие Луки и апелляционному представлению Прокурора города Великие Луки Псковской области на решение Великолукского городского суда Псковской области от 16 марта 2012 года, которым постановлено: «Иск прокурора г. Великие Луки, действующего в интересах Макарова Ю.А. удовлетворить. Признать незаконным и отменить Постановление Администрации города Великие Луки Псковской области от 19.09.2011 года № 2085, которым Макарову Ю.А. предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью 13,2 кв.м., расположенное по адресу: <данные изъяты>». Заслушав доклад судьи Хряпиной Е.П., объяснения представителя Администрации города Великие Луки Улубаевой Я.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Лепихину М.Н., поддержавшую доводы апелляционного представления и возражавшую против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Прокурор города Великие Луки Псковской области, действуя в интересах Макарова Ю.А. **** года рождения, обратился в суд с иском к Администрации города Великие Луки и просил признать незаконным и отменить постановление ответчика от 19 сентября 2011 года № 2085, которым Макарову Ю.А. представлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадь 13,2 кв.м, расположенное по адресу: <данные изъяты>. В обоснование требований указано, что Макаров Ю.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также <данные изъяты>. Во исполнение решения Великолукского городского суда от 28 марта 2011 года оспариваемым постановлением Администрации города Великие Луки Макарову Ю.А. взамен непригодного для проживания жилого помещения предоставлена комната в здании бывшего общежития по указанному выше адресу. Однако предоставление жилья произведено в нарушение положений части 6 статьи 57 ЖК РФ и части 4 статьи 59 ЖК РФ, предусматривающих, что комнаты по договорам социального найма могут предоставляться в коммунальных квартирах только при отсутствии в них граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Кроме того, при предоставлении жилья не соблюдены положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Псковской области от 03 июня 2011 года № 1082 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», и Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 года № 1203. Жильё предоставлено без учета размера субсидии, рассчитываемого с учетом стоимости жилья в размере 33 кв.м. В судебном заседании прокурор исковые требования и доводы в их обоснование поддержал. Истец Макаров Ю.А. исковые требования и доводы в их обоснование также поддержал. Представитель ответчика Администрации города Великие Луки Улубаева Ф.В. исковые требования не признала, указала, что спорное жилое помещение предоставлено истцу в порядке исполнения решения Великолукского городского суда от 28 марта 2011 года и в точном соответствии с его мотивировочной частью, содержащей указание на размер подлежащего предоставлению жилого помещении – 13 кв.м, исходя из норм предоставления жилья на территории города Великие Луки. С доводом прокурора о нарушении положений Жилищного кодекса РФ не согласна, поскольку в соответствии со статьей 15 ЖК РФ изолированная комната также является самостоятельным жилым помещением и объектом жилищных прав, а статус общежития с жилого дома снят. Представитель территориального управления города Великие Луки Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в судебное заседание не явился, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, возражений по иску не высказал. Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Великие Луки ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с неправильным применением норм материального права, неприменением закона, подлежащего применению по данному делу. В частности, указано, что судом необоснованно применены положения статей 57 и 59 ЖК о предоставлении освободившихся комнат в коммунальной квартире, поскольку предоставленная истцу изолированная комната в силу положений статей 15, 16, 62 ЖК РФ, статьи 673 ГК РФ является самостоятельным объектом жилищных правоотношений, не входит в состав какой-либо коммунальной квартиры. В апелляционном представлении прокурора города Великие Луки ставится вопрос об исключении из мотивировочной части решения суда вывода о предоставлении жилого помещения Макарову Ю.А. исходя из норм предоставлении 13 кв.м, с оставлением решения суда первой инстанции в целом в силе. В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержал доводы представления, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Улубаева Я.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, возражала против доводов апелляционного представления прокурора. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным ее рассмотрение по существу в их отсутствие. Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Установлено, что Макаров Ю.А. **** года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые лишены родительских прав решением Великолукского городского суда от **** года, является <данные изъяты>. Решением Великолукского городского суда от **** 2011 года, вступившим в законную силу **** 2011 года, Администрация города Великие Луки обязана предоставить Макарову Ю.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Великие Луки по установленной норме предоставления в срок до 30 июня 2011 года. В резолютивной части решения суда не указан размер подлежащего предоставлению жилого помещения. В мотивировочной части решения суда указано, что при разрешении спора суд учитывает Постановление Администрации города Великие Луки от 10 июня 2005 года № 21, которым утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 13 кв.м общей площади на одного человека. Распоряжением Администрации города Великие Луки № 2085 от **** 2011 года Макарову Ю.А. на состав семьи 1 человек предоставлена комната № **** общей площадью 13,2 кв.м в жилом доме (ранее - общежитии) № **** по ул. <данные изъяты> Псковской области. Признавая указанное распоряжение не соответствующим требованиям части 6 статьи 57 и части 4 статьи 59 Жилищного Кодекса РФ, суд исходил из того, что предоставленная Макарову Ю.А. комната является комнатой в коммунальной квартире, так как находится в здании бывшего общежития, сохраняющего свои технические характеристики после снятия статуса общежития распоряжением Администрации города Великие Луки от 30 апреля 2009 года № 854-р, то есть находится на общем коридоре с общим санузлом и общей кухней на несколько комнат, и ее предоставление возможно только с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий других лиц, проживающих в такой коммунальной квартире. С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может. Из анализа норм жилищного законодательства РФ следует, что коммунальная квартира – это квартира, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в многоквартирном доме и помещениям общего пользования в квартире, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), в которой проживают два и более пользователя и (или) собственника, не являющихся членами одной семьи, на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных в установленном порядке в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат), или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты). Оснований для выводов о том, что совокупность комнат на общем коридоре бывшего общежития образует единое, структурно обособленное жилое помещение в многоквартирном жилом доме, является коммунальной квартирой, заселение которой должно производиться по правилам статьи 59 ЖК РФ, не имеется. В связи с чем вывод суда о нарушении оспариваемым распоряжением положений части 6 статьи 57 и части 4 статьи 59 Жилищного Кодекса РФ является необоснованным. В то время как доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права являются верными и заслуживают внимания. Однако данное обстоятельство не может повлечь отмену правильного по сути решения суда, поскольку распоряжение Администрации города Великие Луки не соответствует требованиям иных нормативных актов. Так, согласно части 3 статьи 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии со статьей 6 Закона Псковской области от 11.01.2005 года N 411-оз (ред. от 06.10.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или имевшие закрепленное жилое помещение, которое утрачено в результате стихийных бедствий, в том числе пожара, либо признано непригодным для проживания в результате стихийного бедствия, в том числе пожара, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются по месту их выявления и первичного устройства на территории области вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма общей площадью не ниже установленных социальных норм. Социальная норма площади жилья для них и порядок обеспечения жилыми помещениями устанавливаются Администрацией области. В соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 03.06.2011 года N 1082-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» (принят Псковским областным собранием депутатов 26.05.2011 года) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц в части приобретения жилых помещений в собственность муниципального образования с последующей передачей указанных жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых в установленном порядке принято решение об обеспечении жилым помещением. При этом установлена социальная норма площади жилья для обеспечения их жилыми помещениями в размере 25 квадратных метров общей площади на одного ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также ребенка, находящегося под опекой (попечительством), лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Администрации Псковской области от 12.10.2011 N 400 "О внесении изменений в постановление Администрации области от 28 февраля 2005 г. N 69 "Об утверждении Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). В связи с указанным вывод суда первой инстанции о разрешенности вопроса о предоставлении Макарову Ю.А. жилого помещения в размере нормы предоставления, установленной на территории города Великие Луки и составляющей 13 кв.м., является неправильным, а соответствующие доводы апелляционного представления прокурора заслуживают внимания. Решение Великолукского городского суда от 28 марта 2011 года было постановлено и вступило в законную силу до принятия указанных выше нормативных актов, устанавливающих специальную норму предоставления жилья рассматриваемой категории граждан в размере 25 кв.м общей площади на ребенка. Однако в соответствии со статьей 9 Закона Псковской области от 03.06.2011 года N 1082-ОЗ названный закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года, что не было учтено Администрацией города Великие Луки при издании оспариваемого распоряжения и не было учтено судом первой инстанции при разрешении спора. В то же время судебная коллегия находит несостоятельным довод апелляционного представления о том, что жилое помещение Макарову А.Ю. должно быть предоставлено в размере не менее 33 кв.м, поскольку такой размер общей площади жилого помещения учитывается при расчете по формуле объема субвенций бюджету соответствующего муниципального района Псковской области из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот (Методика расчета - приложение к Закону Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ), и не является нормой предоставления при предоставлении жилого помещения в натуре. Поскольку статья 328 ГПК НРФ не предусматривает в качестве полномочия суда апелляционной инстанции исключение из мотивировочной части решения суда первой инстанции отдельных выводов, то апелляционное представление прокурора в этой части не может быть удовлетворено. Руководствуясь ст.327-329 ГПК РФ судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Великолукского городского суда Псковской области от 16 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Великие Луки - без удовлетворения. Председательствующий Хряпина Е.П. Судьи Дмитриева Ю.М. Белоногова Н.Ю.