Судья Разговорова Е.Н. Дело № 33-922 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 июня 2012 года город Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Новиковой Л.А., судей Дмитриевой Ю.М. и Спесивцевой С.М., при секретаре Барановой И.Б., рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района» на решение Локнянского районного суда Псковской области от 27 марта 2012 года, которым постановлено: «Исковые требования М.З.И. - удовлетворить. Признать действия Государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания Локнянского района» по начислению мер социальной поддержки по оплате коммунальной услуги (тепловой энергии) по категории несовершеннолетний узник и инвалид по общему заболеванию за период с **.** 2010 по **.** 2012 года с учётом социальной нормы площади жилья – незаконными. Обязать Государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр социального обслуживания Локнянского района» выплатить в пользу М.З.И. недополученную сумму меры социальной поддержки в размере *** руб. *** коп. Обязать Государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр социального обслуживания Локнянского района» начислять М.З.И. с **.** 2012 года меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги (тепловой энергии) без учёта социальной нормы площади жилого помещения». Выслушав доклад судьи Новиковой Л.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: М.З.И. обратилась в суд с иском, уточнённым в ходе производства по делу, к Государственному казенному учреждению социального обслуживания (далее ГКУСО) «Центр социального обслуживания Локнянского района» о признании незаконными действий по расчету пособия на оплату коммунальных услуг (отопления) и взыскании недополученной суммы в размере *** руб. *** коп. В обоснование требований М.З.И. указала, что является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и инвалидом 2 группы. При оплате коммунальных услуг ей предоставлялась льгота как инвалиду. Решением Локнянского районного суда от **.**2011 года по её заявлению Центр социального обслуживания Локнянского района был обязан предоставлять ей льготу, установленную несовершеннолетним узникам. В связи с этим решением ответчик произвёл ей перерасчёт льготы в размере 50 % с учётом нормы социальной площади жилья-33 кв.м., в то время как общая площадь составляет 52,9 кв.м. С августа 2011 года по ноябрь 2011 года она не получала выплаты ни по одному виду коммунальных услуг (свет, газ, отопление). Данный перерасчёт и дальнейшие действия ответчика считает противоречащими федеральному и региональному законодательству, поскольку до **.**2010 года ей выплачивались меры социальной поддержки из расчёта 50% от общей площади жилого помещения, а в настоящее время с учетом социальной нормы жилья. Просит признать действия органа социальной защиты незаконными, взыскать недополученную сумму в размере *** рублей *** копейки, а также обязать ответчика с **.** 2011 года начислять ей льготу за отопление в виде 50% оплаты коммунальной услуги (тепловой энергии), исходя из общей площади жилого помещения. В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объёме, уточнив, что просит обязать ответчика с **.** 2012 года начислять меры социальной поддержки в виде 50% оплаты коммунальной услуги (тепловой энергии), исходя из общей площади жилого помещения. Представитель ответчика – ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района» М.Е.М. иск не признала, пояснив, что М.З.И. с 2010 года была переведена на более выгодную категорию - одиноко проживающий инвалид 2 группы, в связи с чем М.З.И. были предоставлены меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Но истец с таким переводом не согласилась и обратилась в суд, решением которого её требования были удовлетворены. После этого был произведён перерасчёт выплаченной компенсации и излишне полученные истцом средства были зачислены на будущий период. М.З.И. по льготам приравнена к инвалидам ВОВ, ей правильно начисляется льгота в размере оплаты 50% коммунальных услуг, исходя из социальной нормы площади жилья согласно ФЗ «О ветеранах» и Закону Псковской области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области». Постановлением Администрации Псковской области от 20 января 2006 года № 15 были установлены социальные нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг. На основании данного постановления истице и предоставляется мера социальной поддержки. Представитель третьего лица – ГГУСЗН Псковской области, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; представил в суд возражения, в которых указано, что мера социальной поддержки М.З.И. соответствует действующему законодательству для инвалидов ВОВ, в том числе и Постановлению Администрации Псковской области от 20 января 2006 года № 15, в котором установлена социальная норма площади жилья для предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг. Полагает, что нет оснований для удовлетворения заявленных истицей требований. Представитель третьего лица - Администрации Псковской области, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменную позицию по делу суду не представил. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района» просит отменить постановленное судом решение как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права в условиях неправильного определения существенных обстоятельств, имеющих значение для дела. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. В силу пунктов 8, 9 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки - оплата в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими и оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз твёрдых бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате оказанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Согласно ст. 23.2 вышеуказанного Закона, Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего ФЗ. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. На территории Псковской области предоставление указанной меры социальной поддержки регулируется Законом Псковской области от 11.01.2005 года № 400-ОЗ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области» и Постановлением Администрации Псковской области от 18.04.2005 года № 156 «О реализации Закона области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области». В соответствии с п. 2.1 и 2.2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённого Постановлением Администрации Псковской области от 18.04.2005 года № 156, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в денежной форме в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а размер ежемесячного пособия рассчитывается дифференцированно для каждого получателя в зависимости от набора предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг. В части оплаты коммунальных услуг ежемесячное пособие рассчитывается исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг (социальной нормы площади жилья) и действующих тарифов (ставок платы). Согласно п. 1 Постановления Администрации Псковской области от 20.01.2006 года № 15 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг» установлена социальная норма площади жилья для предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 33,0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего человека. Судом установлено, что М.З.И., **.** г.р., проживающая по адресу: <--/-->, с **.** 2004 имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. С **.** 2004 года она является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно. В соответствии с техническим паспортом от 13.11.1992 года общая площадь занимаемой ею квартиры равна 52,9 кв.м. В техническом паспорте указано, что дом оборудован печным отоплением (л.д.4 об.). Прибор учёта теплоэнергии не указан. С **.**2010 года М.З.И. в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами назначено и выплачивается ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленное для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанных инвалидами. Удовлетворяя исковые требования М.З.И., суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности действий ответчика - Государственного казённого учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания Локнянского района» по начислению мер социальной поддержки по оплате коммунальной услуги (тепловой энергии), исходя из того, что ранее М.З.И. предоставлялась льгота по оплате тепловой энергии в размере 50% из расчета общей площади жилого помещения, а в соответствии с преамбулой Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ муниципальные образования должны вводить механизмы, обеспечивающие сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты, и, кроме того, меры социальной защиты являются расходными обязательствами Российской Федерации. С такой позицией суда согласиться нельзя по следующим основаниям. Суд необоснованно ссылается на преамбулу Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку ранее действующим законодательством не предусматривалась такая мера социальной поддержки, как ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, ранее М.З.И. предоставлялись меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Истец М.З.И. оспаривает законность действий ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района», считая их незаконными. Вместе с тем, ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района» лишь производит расчет сумм меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия, предоставляемого М.З.И., на основании правовых актов - Постановления Администрации Псковской области от 18.04.2005 года № 156 «О реализации Закона области «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Псковской области» и Постановления Администрации Псковской области от 20.01.2006 года № 15 «Об установлении социальной нормы площади жилья для предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг». Указанные нормативные акты не оспорены в установленном законе порядке и действуют на территории Псковской области. При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности действий ГКУСО «Центр социального обслуживания Локнянского района» является неправомерным. Кроме того, принимая решение об обязании ГКУСО начислять М.З.И. меры социальной поддержки по оплате коммунальной услуги (тепловой энергии) без учёта социальной нормы площади жилого помещения, суд фактически изменил порядок предоставления мер социальной поддержки, определенный вышеуказанными нормативными актами, что недопустимо, так как в силу ст.10 Конституции РФ суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти. Исходя из вышеизложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены полно и правильно, но судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований М.З.И. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Локнянского районного суда Псковской области от 27 марта 2012 года отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований М.З.И. к Государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр социального обслуживания Локнянского района» о признании незаконными действий по расчету пособия на оплату коммунальных услуг (отопления) и взыскании недополученной суммы в размере *** руб. *** коп. и обязании ответчика начислять ей льготу за отопление в виде 50% оплаты коммунальной услуги (тепловой энергии), исходя из общей площади жилого помещения. Председательствующий. Л.А. Новикова Судьи . Ю.М. Дмитриева С.Ю. Спесивцева . .