Судья <данные изъяты> Дело № 33-923/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 июня 2012 года г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда В составе: Председательствующего Ельчаниновой Г.А., Судей: Хряпиной Е.П., Анашкиной М.М., при секретаре Тимофеевой О.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Псковской области на решение Великолукского районного суда Псковской области от 13 марта 2012 года, которым постановлено: «Обязать Администрацию Псковской области: -поставить на учет в реестр имущества Псковской области сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории <адрес>: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>; -принять меры по приведению указанных сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов; -закрепить организацию, ответственную за их содержание; -разработать и представить на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Псковской области проект санитарно-защитной зоны указанных сибиреязвенных скотомогильников. В части исковых требований к Администрации Псковской области об обязании принять в собственность вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники – отказать. В иске к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды – отказать». Выслушав доклад судьи Анашкиной М.М., объяснения представителей Администрации Псковской области Трошиной Г.И., Государственного комитета Псковской области по природопользованию и окружающей среды Яновой Т.М., Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В., Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Лукина В.А, прокурора Морозовой Е.А., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковыми заявлениями к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области о постановке на учет в реестр федерального имущества пяти бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории <адрес>. В обоснование исков указал, что скотомогильники, расположенные у <адрес>, <дата> захоронения, не имеют собственника, лицо, ответственное за их состояние, отсутствует, требованиям п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 02 декабря 1995 года № 13-7-2/469, они не соответствуют. Ненадлежащее состояние данных объектов создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде. К участию в делах в качестве соответчика привлечена Администрация Псковской области, а затем Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды. Определением суда от 18 января 2012 года дела по искам заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора объединены в одно производство. В порядке ст. 39 ГПК РФ в судебном заседании заместитель прокурора изменил и дополнил исковые требования, просил: обязать Администрацию принять в собственности и поставить на учет в реестр имущества Псковской области пять указанных сибиреязвенных скотомогильников; принять меры по приведению их в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469; закрепить организацию, ответственную за содержание сибиреязвенных скотомогильников; разработать и представить на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Псковской области проект санитарно-защитной зоны указанных скотомогильников. От исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области заместитель прокурора отказался. В судебном заседании заместитель прокурора Иванова Ю.А. поддержала заявленные исковые требования, указала, что в соответствии с нормами федерального законодательства решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета. В соответствии с положениями Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» вопросы государственного контроля в области охраны окружающей среды, ведение учетов объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду отнесены к компетенции высшего постоянно действующего исполнительного органа государственной власти Псковской области - Администрации Псковской области. Представитель ответчика Администрации Псковской области Тронина Г.И. иск не признала, пояснила, что указанные заместителем прокурора полномочия исполнительно-распорядительного характера осуществляет не Администрация Псковской области, а иные органы исполнительной власти, входящие систему органов исполнительной власти области. Органом исполнительной власти области, осуществляющий полномочия в сфере управления и распоряжения собственностью области, держателем реестра имущества области является Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям. Полномочиями по содержанию в надлежащем состоянии скотомогильников обладает орган исполнительной власти - Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области. Оснований для принятия скотомогильников в собственность не имеется, поскольку они являются бесхозяйными, порядок их приобретения в собственность установлен ст. 225 ГК РФ; скотомогильники неразрывно связаны с земельным участком, однако необходимых документов на земельный участок нет, акт приема-передачи оформить не представляется возможным. Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды Носов А.И. иск не признал, пояснил, что представляемый им орган исполнительной власти области не наделен полномочиями по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных. Данные полномочия входят в компетенцию Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области. Представитель третьего лица – Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. пояснила, у Администрации Псковской области отсутствуют полномочия для исполнения заявленных прокурором требований, осуществление мероприятий по приведению скотомогильников в надлежащее состояние относится к компетенции Управления сельского хозяйства. Представитель третьего лица – Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Лукин В.А. пояснил, что заявленные прокурором требования не входят в круг вопросов, которые относятся к компетенции представляемого органа исполнительной власти органа. Судом постановлено указанное решение. В апелляционной жалобе представитель Администрации Псковской области Тронина Г.И. ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права. Согласно доводам апелляционной жалобы органом исполнительной власти области, осуществляющим полномочия в сфере управления и распоряжения собственностью области, держателем реестра имущества, находящегося в области, и включением в реестр имущества, является Государственный комитет области по имущественным отношения. Поэтому оснований для возложения на Администрацию области обязанности по обустройству скотомогильников не имеется, денежные средства для осуществления этих полномочий от бывшего собственника не передавались. Кроме того, суд, по мнению подателя жалобы, дал неправильное толкование нормам п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21, п.п. 2, 3 п. 2 ст. 27, п.п. 4, 10 п. 1 ст. 27.1 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области», в результате чего необоснованно возложил обязанности по приведению в надлежащее состояние скотомогильников на Администрацию Псковской области, данные полномочия находятся в компетенции Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, на которое в соответствии с п.п. 3.2.2. и 3.2.3 Положения о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08 сентября 2009 года № 342, возложены государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере сельского хозяйства области, ветеринарии и государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Псковской области Тронина Г.И. поддержала доводы апелляционной жалобы, указала, что решение суда в части обязания Администрации Псковской области поставить на учет в реестр имущества Псковской области сибиреязвенные скотомогильники неисполнимо, поскольку данные объекты не являются собственностью ни Администрации Псковской области, ни Псковской области; правоустанавливающих документов на скотомогильники не имеется, в связи с этим не представляется возможным сформировать земельные участки, на которых расположены скотомогильники, поставить их на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности в установленном порядке, а затем поставить на учет в реестр имущества Псковской области. Решение суда в остальной части, обязывающей Администрацию области привести скотомогильники в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил, также является необоснованным, поскольку, наделив данными полномочиями Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, у Администрации области оснований для исполнения этих полномочий не имеется. Представители Государственного комитета Псковской области по природопользованию и окружающей среды Янова Т.В. и Государственного комитета Псковской области по имущественным отношениям Кулик Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, полагали, что решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявленных прокурором требований следует отказать. Представитель Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Лукин В.А. полагал, что вопросы приведения скотомогильников в надлежащее состояние не входит в круг полномочий, которые предусмотрены п.п. 3.2.2. и 3.2.3 Положения о главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08 сентября 2009 года № 342. Согласно разделу 7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 02 декабря 1995 года № 13-7-2/4693, на представляемый им орган исполнительной власти возлагается только контроль за ветеринарно-санитарным состоянием скотомогильников. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, объяснений лиц, участвующих в рассмотрении апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда в части является необоснованным и подлежит отмене. Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 и п.п. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут обладать субъекты Российской Федерации; осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных; для осуществления данных полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Данные выводы согласуются с положениями п. 7.1 "СП 13.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила", которыми предусмотрено, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений). Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, скотомогильники могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, полномочиями по приведению бесхозяйных скотомогильников в надлежащее состояние обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Как установлено судом, пять сибиреязвенных скотомогильников, расположенных у <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и у <адрес>, захоронение <дата> г.г., площадью <данные изъяты> кв.м каждый, являются бесхозяйными, в реестрах муниципальной собственности, имущества Псковской области, а также федеральной собственности не состоят. Согласно имеющимся в материалах дела актам ветеринарно-санитарного обследования указанные скотомогильники не отвечают требованиям п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, т.е. территория скотомогильников не огорожена глухим забором, что не исключает на нее доступ людей и животных, может создать угрозу экологического благополучия и привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. Суд, удовлетворяя требования прокурора к Администрации Псковской области о постановке скотомогильников на учет в реестр имущества Псковской области, признал необоснованными требования о принятии данных скотомогильников в собственность. Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания за Администрацией Псковской области права собственности на скотомогильники, по мнению судебной коллегии, являются правильными, поскольку из вышеприведенных норм законодательства следует, что скотомогильники могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, а не органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Между тем, поскольку право собственности на скотомогильники за субъектом Российской Федерации не признавалось, каких-либо правовых актов, подтверждающих право собственности Администрации области на них, не имеется, то отсутствуют основания для постановки скотомогильников в реестр имущества Псковской области. В связи с этим, вывод суда в части понуждения Администрации Псковской области поставить скотомогильники в реестр имущества Псковской области нельзя признать состоятельным. Не оспаривая то обстоятельство, что полномочиями по приведению скотомогильников в надлежащее состояние обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Администрация Псковской области не согласна с решением в той части, что эти полномочия возложены на нее, считает надлежащим ответчиком в части этих требований Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, которое входит в систему органов исполнительной власти. Данные доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, как правильно указан суд первой инстанции, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Псковской области от 19 февраля 2002 года № 174-ОЗ «О системе органов исполнительной власти Псковской области» (далее Закон) Администрация Псковской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом власти. П. 3 ст. 1 данного Закона предусматривает, что Администрация области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Устава Псковской области в интересах граждан Российской Федерации, проживающих на территории области, в целях эффективного социального, экономического и политического развития области осуществляет государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера, предусмотренные настоящим Законом, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и законами области. Для реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера Администрация области формирует (создает, реорганизует, ликвидирует, определяет компетенцию и наделяет полномочиями) в соответствии с настоящим Законом органы исполнительной власти области, руководит ими и контролирует их деятельность. Органы исполнительной власти области подчиняются и подконтрольны Администрации области и ответственны перед ней за выполнение возложенных функций и государственных полномочий (п.п. 1 и 2 ст. 21 Закона). Исходя из этого, Администрация области, как высший орган исполнительной власти, может осуществлять возложенные на орган исполнительной власти государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера, вправе определять компетенцию и наделять полномочиями иные органы исполнительной власти области, контролировать исполнение их полномочий. В связи с этим, возложение судом на Администрацию области обязанности принять меры по приведению сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является правомерным. Судебная коллегия полагает необоснованными доводы подателя жалобы в части того, что эти обязанности входят в компетенцию Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, поскольку последнему полномочия по надлежащему содержанию скотомогильников от Администрации области не передавались, полномочия, предусмотренные п.п. 3.2.2. и 3.2.3 Положения о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 08 сентября 2009 года № 342, на которые ссылается представитель Администрации области как на основания для возложения указанной обязанности, также не свидетельствуют о передаче этих полномочий. Так, согласно п. 3.2.2. Положения Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области осуществляет организацию проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению. В соответствии с разделом 4 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» такие мероприятия проводятся в связи с планировкой и строительством предприятий по производству и хранению продуктов животноводства; охраной территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; заготовкой, переработкой, хранением, перевозкой и реализацией продуктов животноводства; исполнением обязанностей в случаях возникновения очагов заразных болезней животных; изъятием животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. К полномочиям в сфере защиты населения от болезней, общих для человека и животных (п. 3.2.3 Положения) в соответствии с разделом 5 Закона РФ «О ветеринарии» отнесено проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, и от пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения. В соответствии с положениями раздела 7 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 02 декабря 1995 года № 13-7-2/4693, органы государственного ветеринарного контроля проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников, при выявлении нарушений дают предписание об их устранении, что свидетельствует о наличии у Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области контролирующей функции за состоянием скотомогильников. Таким образом, учитывая, что у органов исполнительной власти области не решен вопрос о том, кто должен нести обязанность по приведению скотомогильников в надлежащее состояние, Администрация области полномочия в указанной сфере иным органам исполнительной власти области не передавала, то суд первой инстанции правомерно возложил обязанности по принятию мер по приведению сибиреязвенных скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на Администрацию Псковской области. Между тем, поскольку формулировка решения суда в таком виде влечет его неисполнимость, то судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения, указав п. 5.6. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в соответствии с которым территория скотомогильников подлежит ограждению забором высотой не менее 2 м. Решение суда в части удовлетворения требований об обязании Администрации Псковской области закрепить организацию, ответственную за содержание скотомогильников, и разработать и представить на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Псковской области проект санитарно-защитной зоны указанных сибиреязвенных скотомогильников судебная коллегия находит неправомерным, поскольку суд не привел мотивов и норм законодательства, на основании которых он пришел к выводу о возложении на Администрацию Псковской области названных обязанностей. Кроме того, прокурор в суде апелляционной инстанции полагал, что оснований для удовлетворения этих требований не имеется. Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия оставляет без внимания, поскольку они правового значения для рассматриваемого спора не имеют. В связи с тем, что обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения заявленных прокурором требований установлены, однако судом первой инстанции допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассматриваемого дела и без устранения которых невозможно восстановление нарушенного права, судебное решение подлежит отмене в части удовлетворения заявленных прокурором требований с вынесением в данной части нового решения об отказе в их удовлетворении. Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Великолукского районного суда Псковской области от 13 марта 2012 года отменить в части и принять по делу новое решение, которым требования заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить частично. Обязать Администрацию Псковской области принять меры по приведению сибиреязвенных скотомогильников, расположенных на территории <адрес>: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствие с требованиями п. 5.6 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, согласно которым территорию скотомогильника огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. В остальной части исковых требований заместителя Псковского природоохранного межрайонного прокурора об обязании Администрации Псковской области принять в собственность вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники, поставить их на учет в реестр имущества Псковской области, закрепить организацию, ответственную за их содержание и разработать и представить на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Псковской области проект санитарно-защитной зоны указанных сибиреязвенных скотомогильников – отказать. В иске к Государственному комитету Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды – отказать. Председательствующий: Г.А. Ельчанинова Судьи: Е.П. Хряпина М.М. Анашкина