Судья Падучих С.А. Дело № 33-455/2012 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 марта 2012 года г. Псков Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Яроцкой Н.В., судей Мурина А.В. и Рубанова Р.В., при секретаре Виноградовой Т.М., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Пскова на решение Псковского городского суда Псковской области от 27 декабря 2011 года, которым постановлено: Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора- удовлетворить частично. Запретить Администрации города Пскова и обществу с ограниченной ответственностью «АСПО» использование земельных участков с КН <данные изъяты> и КН <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>, для размещения отходов производства и потребеления с 01 января 2015 года. В удовлетворении иска в остальной части- отказать. Выслушав доклад судьи Рубанова Р.В., объяснения представителя Администрации г. Пскова Кирилловой И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ООО «АСПО» Лукьянова А.А., прокурора Морозову Е.А., представителя Управления Росприроднадзора по Псковской области Тунчик С.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Исполняющий обязанности Псковского природоохранного межрайонного прокурора Капитонов С.В. первоначально обратился в суд с иском к Администрации г. Пскова о запрещении эксплуатации санкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории города Пскова и проведении ее рекультивации. В обоснование заявленных требований указано на то, что по результатам проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства, проведенной Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой, при эксплуатации санкционированной свалки (полигона) твердых бытовых отходов (далее ТБО) на территории г. Пскова, размещенной на земельных участках с КН <данные изъяты> и КН <данные изъяты>, были выявлены нарушения ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В частности указано на то, что полигон для размещения твердых бытовых отходов находится в границах города Пскова. Согласно заключению экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы от 11.08.2008 дальнейшее расширение свалки в связи с возрастанием зоны загрязнения нанесет несомненный вред окружающей среде и создает опасность причинения вреда здоровью жителей города Пскова. Программа в области обращения с ТБО на территории г. Пскова, которая была принята постановлением Псковской городской Думы от 20.03.2003 №53 и предусматривала строительство нового полигона ТБО, не реализована. Соискателю лицензии ООО «АСПО» Управлением Росприроднадзора в выдаче лицензии на эксплуатацию действующего полигона отказано. В ходе рассмотрения дела заявленные требования Псковский природоохранный межрайонный прокурор изменил. Просил суд привлечь в качестве соответчика по делу ООО «АСПО» и запретить использование земельных участков с КН <данные изъяты> и КН <данные изъяты> под размещение отходов производства и потребеления с 01.01.2013 и организовать рекультивацию указанных земельных участков в срок до 01.07.2013. Представитель Администрации г. Пскова Кириллова И.В., не оспаривая факта нарушения законодательства в части размещения полигона ТБО на территории населенного пункта, исковые требования не признала. Указала на отсутствие иного полигона для размещения ТБО для северных районов области и г. Пскова, создание которого предусмотрено проектом областной долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории области на 2011-2015г.г.» только к 2015 году. Полагает, что производство по делу в силу ст. 220 ГПК РФ подлежит прекращению в виду того, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям определение Псковского городского суда от 23.07.2008 о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска. Представитель ООО «АСПО» Лукьянов А.А. иск в части запрещения использования вышеуказанных земельных участков под полигон ТБО ставил на усмотрение суда, в части рекультивации полигона иск не признал. Указал на то, что финансирование рекультивации земельных участков, используемых под размещение ТБО, по действующим тарифам не предусмотрено. Судом постановлено указанное выше решение. В апелляционной жалобе Администрация г. Пскова ставит вопрос о его отмене и о прекращении производства по делу по вышеуказанным основаниям, предусмотренным статьей 220 ГПК РФ. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и прекращения производства по делу. Право граждан на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции РФ. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В силу ст. 132 Конституции РФ, ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона РФ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приведенных в судебном решении, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения. Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу, сбор твердых бытовых отходов на территории г. Пскова, их вывоз и размещение на действующем полигоне ТБО, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, осуществляется ООО «АСПО» на основании заключенного с Администрацией г. Пскова договора №... от <дата> об эксплуатации городской свалки. Городская свалка расположена в границах г. Пскова, что противоречит требованиям ч.5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», запрещающим захоронение отходов в границах населенных пунктов. Из заключения экспертной комиссии Государственной экологической экспертизы от 11.08.2008 следует, что уровень воздействия на окружающую среду при дальнейшем осуществлении эксплуатации полигона ТБО г. Пскова будет недопустимым. Данное обстоятельство, как видно из акта №... от 24.01.2011 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, явилось основанием для отказа ООО «АСПО» в выдаче соответствующей лицензии на дальнейшее размещение отходов на полигоне. При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований природоохранного прокурора в части запрещения использования вышеуказанных земельных участков для размещения отходов производства и потребления. При этом суд первой инстанции своим решением установил срок, по истечении которого запрещается использование полигона для размещения ТБО, достаточный для строительства нового полигона в рамках реализации проекта областной долгосрочной целевой программы «Обращение с отходами производства и потребления на территории области на 2011-2015г.г.». Доводы апелляционной жалобы о наличии предусмотренных ст. 220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по делу не могут быть приняты во внимание. Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон. Определением Псковского городского суда от 23.07.2008 прекращено производство по гражданскому делу в части исковых требований Псковского природоохранного межрайонного прокурора к Администрации города Пскова об обязании ответчика принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона и о возложения на ответчика обязанности прекратить эксплуатацию городской свалки. Основанием для его вынесения послужил отказ прокурора от исковых требований в указанной части. Между тем, несмотря на тождество первоначального и повторного исков Псковского природоохранного межрайонного прокурора в отношении запрещения использования Псковской городской свалки, приведенное положение статьи 220 ГПК РФ не может быть применено к спорным правоотношениям в виду следующего. Часть 2 ст. 45 Кодекса предусматривает, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Из содержания указанной нормы следует, что по искам в защиту прав и законных интересов других лиц прокурор лишь формально пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, фактически таковым не являясь. Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. С учетом изложенного, поскольку конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду является непосредственно и постоянно действующим, в случае его длящегося нарушения оно подлежит судебной защите по иску прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, независимо от имевшего место ранее заявленного отказа прокурора от аналогичных исковых требований. Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Псковского городского суда Псковской области от 27 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г.Пскова- без удовлетворения. Председательствующий Н.В. Яроцкая Судьи В.А. Мурин Р.В. Рубанов